ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич [1747, вероятно, Петербург - по уточнённым данным, 18 (30) III 1804, там же] - рус. скрипач, композитор, дирижёр, педагог и собиратель нар. песен. Был сыном музыканта (валторниста, игравшего в оркестре при дворе Петра III). Муз. образование получил под рук. скрипача Т. Порто. В 1762 зачислен скрипачом в Придв. оркестр. Вскоре, как один из лучших исполнителей, произведён в камер-музыканты и назначен капельмейстером. В 1764 преподавал в муз. классах Академии художеств. В 1785 был приглашён в Екатеринославскую муз. академию (официально учреждённая по инициативе Г. А. Потёмкина, она на деле никогда не существовала), с 1788 числился инспектором академии. С кон. 80-х гг. жил в Петербурге. Среди его учеников - И. Ф. Яблочкин. X. был первым выдающимся рус. скрипачом. Обладая незаурядным даром импровизации и технич. мастерством, он поражал современников виртуозной игрой на скрипке. Владел также альтом, балалайкой и 7-струн. гитарой. Творчество X., одного из талантливейших русский композиторов доглинкинской эпохи, было тесно связано с его исполнит. деятельностью. Им было создано более 50 циклов вариаций на рус. песни, а также сонаты (для скрипки, 2 скрипок, скрипки с басом). Самобытные черты творчества наиболее ярко проявились в вариациях на нар. темы. X. свободно трактует нар. мелодию, искусная гармонизация которой способствует её обогащению, раскрытию образного содержания. Вариации X. - это развёрнутые конц. пьесы с тонко разработанной виртуозной фактурой. Широко используя сложнейшие технич. приёмы, он передал в них нар. манеру инстр. исполнительства. Нек-рые методы варьирования предвосхищают «Камаринскую» Глинки. Значит. интерес представляют 3 сонаты для скрипки соло (g-moll, Es-dur, D-dur). Обращаясь к этому жанру, уже не встречавшемуся в европ. музыке 2-й пол. 18 в., X. создаёт произв., отличающиеся от сольной скр. сонаты старых итал. мастеров и И. С. Баха. Его произв. по изложению, характеру тематизма и форме приближаются к классич. сонате гайдновско-моцартовского типа. Композитор расчленяет муз. ткань на гл. и сопровождающие голоса. В основном гомофонная фактура сонат X. содержит элементы полифонии, свободно применяются двойные ноты, аккорды, развитые виртуозные пассажи. Своеобразие замысла отличает единственную сонату для скрипки и баса, состоящую из 2 частей - спокойного вступления и блестящего каприччо. В ней на первый план выдвигается импровизационность, характерная и для вариаций. По сравнению с сонатами для скрипки соло она примечательна смешением новых стилистич. черт со старыми исполнит. традициями. Разнообразное по жанрам творчество X., отличающееся смелостью, виртуозным размахом, обогатило рус. инстр. музыку 2-й пол. 18 в. Опираясь на высокие образцы нар. искусства, развивая и совершенствуя скр. технику, X. создал яркие, художественно совершенные сольно-инстр. произв. (большинство из них осталось в рукописи). Многие его соч., по-видимому, утеряны. Соч.: для скр. (соло) - Русские песни с вариациями (1781), Новые вариации на русские песни (1785), Шесть сонат (1789), Три сонаты (изд. между 1800 и 1808); для 2 скр. - Шесть старинных русских песен с вариациями (1785); Шесть старинных песен с приложенными к оным вариациями для скрыпки и алто-виолы (1786); для скр. и баса - Русские песни с вариациями на скрыпку и бас (1785), соната (изд. в ред. В. Я. Шебалина, 1952); для фп. - Вариации на русскую песню «Выйду ль я на реченьку» (1795) и др. |