ХАНТЫЙСКАЯ И МАНСИЙСКАЯ МУЗЫКА. Ханты (прежнее назв. остяки) и манси (прежнее назв. вогулы), заселяющие большие пространства по среднему течению и низовьям Оби и Сев. Уралу, близки друг другу по культуре, объединяются общим назв. - обские угры, югра. О древнем происхождении их музыки свидетельствуют изображения музыкантов и муз. инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения, а также традиционные эпич. сказания и сказки. Истоки X. и м. м. - музыки устной традиции - многообразны. В её основе - традиционная муз. культура древнейших палеолитич. обитателей бассейна средней и нижней Оби и нижнего Иртыша (местных протопалеоазиатов) - лесотундровых кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей. Эта культура была ассимилирована культурами сев. палеоуральских племён таёжных оседлых охотников-рыбаков (иммигрировавших сюда к нач. 2-го тыс. до н. э. из зап. и сев.-зап. Приуралья) и сев. палеотюркских племён кочевых степняков-коневодов (иммигрировавших сюда с 1-го тыс. до н. э. из Приаралья). X. и м. м. - преим. монодич. типа (как и музыка устной традиции венгров, образующих с хантами и манси угорскую группу), гл. обр. одноголосная вокальная, но с элементами гетерофонно-бурдонного многоголосия (в вокальных соч. благодаря инструментальному сопровождению). Преобладают диатонические лады (с пентатонич. основой), характерно альтерационно-орнаментальное развитие с использованием интервалов, отличающихся от равномерно темперированных. Темпоритмич. развитие многообразно, используются гл. обр. метры 4/4 и 3/4 (сложные метры встречаются реже). От начала к концу произв. или цикла в целом темп обычно ускоряется, метроритм активизируется, громкость усиливается, происходит постепенное изменение исходной тональности (на секунду - терцию вверх). Все формы X. и м. м. (с характерной квадратностью её строфопериодов) от простых танц. и бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов («Ойкэ Уй ат эргы» - «Пять песен Медведя» манси) основаны на широком использовании разл. приёмов ритмомелодич. развития (гл. обр. импровизационно-вариативного типа). Осн. формы бытования X. и м. м. - преим. сольные песни, сольные инстр. наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания). Ханты и манси отличаются исключит. музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни (у хантов - маарэм, у манси - амки эргум): детскую личную именную песню, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую личную именную песню, сочинённую им к совершеннолетию (некоторые имеют также личный именной инстр. наигрыш). Эти песни- обереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельца всю жизнь. Реже встречается третья разновидность личных именных песен - песня-автобиография, сочиняемая пожилым человеком в предчувствии смерти. Нар. музыканты, как правило, сами изготовляют традиц. муз. инструменты, среди них: струнные - 3-5-струнная цитра-»лодка» (у хантов - нарс-юх, у манси - сангквалтап), 9-13-струн. угловая арфа-»журавль», или «лебедь» (у хантов -тоорсапт-юх, уманси - торысыпь йив), 1-2-струн. скрипка (у хантов - нерьпь, у манси - нэрнэ-йив) и скрипочка (у хантов - нинг-юх), муз. лук (у манси- ёвт); самозвучащие - деревянный или костяной варган-зубанка (у хантов - тумран, у манси - тумра), деревянная трещотка (у хантов - тори-нёдэль, у манси - тарих-нёле), деревянная жужжалка (у манси - пыгалка), деревянная чуринга-завывалка (у манси - вот-вовнэ-тоул-парт - «дощечка, вращением вызывающая ветер»); бубен (у манси - коюп) с бубенцами-колокольчиками (у манси - лонхансяп) и с колотушкой (у манси - няли); духовые - свистки, дудки, пищалки и т. п. из дерева, тростника, кости, пера. Особые инструментальные пьесы - пляски кукол-человечков (у манси - акань йикв), связанных нитями с пальцами играющего на «лодке», а ныне балалайке, ассоциируются с инстр.-кукольными играми «козликов-марионеток» у народов Среднего Востока. Характер древней трудовой деятельности хантов и манси, полуоседлого быта таёжных рыбаков-охотников, их религиозно-мифологич. мировоззрение предопределили самобытную систему образности X. и м. м., где большую роль играют образы мудрого, мужественного умелого охотника, рыбака и оленевода, хозяина леса - Медведя (как бы представителя верховного бога Нуми Торума на земле), лебедя, журавля, коня, лося и др. животных, растений, рек, леса, гор и др. образы природы. Среди жанров песен хантов и манси: трудовые (охотничьи, рыбацкие, оленеводческие), календарные, семейно-бытовые - колыбельные (у хантов - нюхатли ариль, у манси - няврамэ улылы) и лирические (в т. ч. любовные); героич. песни-сказания и историчю песни; личные именные; танцевальные; тотемизмо-религиозные песни - медвежьи (правильнее - песни Медвежьего игрища, у манси - Уй йиквавэ эры), песни о Торуме (уманси - Нумптормасьэрги), мухоморные, песни опьянения (у мапси - айем эрги), камлания; совр. патриотич. песни о новой жизни, шуточные и сатирич. песни, частушки и др. Наиболее ранние из дошедших до нас описаний музицирования у хантов и манси фрагментарны, содержатся в рус. летописях 11-14 вв., разрядных книгах 15 в., «Sarmatiae Europae descripto» А. Гваньини (1578) и др. Первые записи (на фонографе) X. и м. м. сделаны в 1905 А. Каннисто (часть их нотных транскрипций опубликована им в 1931, другие - в 1937 А. Вяйзяненом). Звукозаписи делали В. В. Сенкевич (1934), Л. А. и Н. М. Бачинские (1938), В. Штейниц (1939), С. Н. Кондратьева (1972), И. А. Богданов (1975-77), А. М. Айзенштадт (1976), И. Н. Рюйтель (1977) и др. Первое исследование X. и м. м. (А. Вяйзянен, по материалам А. Каннисто) издано в 1939 в Финляндии. В СССР ведётся работа по собиранию и описанию, изучению и пропаганде X. и м. м. Опубликованы статьи и материалы Е. В. Гиппиуса, H. M. Бачинской, В. В. Сенкевич-Гудковой, Богданова, Рюйтель и др. Изданы сборники, включающие ноты и тексты X. и м. м. (песни): «Северные россыпи» (Салехард, 1962), «Ямальские зори» (Тюмень, 1966), «Избранные песни финноугорских народов» (Таллин, 1970), выпущена первая грампластинка «Хантыйские песни» (М., 1978). Появляются новые формы музицирования. Начиная с 1920-х гг. X. и м. м. исполняется на олимпиадах, смотрах и фестивалях нар. искусства. С 1960-х гг. дети хантов и манси получают образование в детских муз. школах и муз. уч-щах. С 1975 нар. музыканты выступают на всесоюзных и межреспубликанских муз.-этнографич. концертах в Москве, Тарту, Таллине. Сюжеты и мелодии X. и м. м. используются в творчестве советский композиторов («Семь песен хантыйских детей» Е. К. Голубова и др.). В Ханты-Мансийском авт. округе работают (1980): 20 муз. школ, самодеят. ансамбли песни и танца «Миснэ» (осн. в 1973, г. Ханты-Мансийск Тюменской обл.), «Ёшк най» («Казымчанка», осн. в 1976, с. Казым Березовского р-на). |