ХАРТМАН (Hartmann) - семья дат. музыкантов. Йоханн Петер Эмилиус Х.( 14 V 1805, Копенгаген - 10 III 1900, там же) - композитор. Учился у отца - Августа Вильгельма X. (1775 - 1850), органиста Гарнизонной церкви в Копенгагене (с 1800), которого сменил в этой должности в 1824, служил в этой церкви в 1817-43. Изучал право в Копенгагенском университете, занимался юридич. практикой (1828-1870). С 1843 до конца жизни - органист собора Богоматери в Копенгагене. Был одним из основателей (1836, совм. с Н. Гаде) Муз. объединения (с 1839 президент), одним из рук. и дирижёром Студенч. хор. союза (1868-1900; участвовал в его организации), Корол. дат. консерватории (с её основания в 1867) в Копенгагене. X. - один из ведущих дат. композиторов-романтиков; его опера «Маленькая Кирстен» - первая дат. романтич. опера. Утверждал независимое от иностр. влияний (нем., франц., итал.) развитие дат. музыки. Его произв. основаны на старых фольклорных и совр. лит. дат. источниках. Наиболее значительны муз.-сценич. соч. (все пост. в Копенгагене), отличающиеся своеобразным сев. колоритом, чертами, характерными для сканд. муз. культуры в целом, - драматизмом, преобладанием лирич. начала, причудливой фантастикой. Европ. известность получили его балеты в пост. А. Бурнонвиля. Соч.: оперы - Ворон (Ravnen, либр. X. К. Андерсена, по К. Гоцци, 1832), Корсары (Кorsarerne, 1835), Маленькая Кирстен (Liden Кirsten, либр. X. К. Андерсена, по дат, нар. легенде, 1846); балеты - Народное предание (Et folkesagn, совм. с Н. Гаде, 1854), Валькирия (Valkyren, 1861), Мучение Трюма (Thrymskvide, 1868), Аркона (1875); для орк. - симфонии (1835, 1848), конц. увертюры, в т. ч. Осенняя охота (En Еfteraarsjagt, 1863); 3 характерные пьесы (Tre karakterstykker, для струн. орк., 1884); хоры - кантаты, в т. ч. «по случаю» (среди них - Памяти Вейсе - Weyses Minde, 1843), Свадьба дриады (Dryadens bryllup, 1858), Весенняя песнь (Poraarssang, сл. X. К. Андерсена, 1871), Прорицание Вёльвы (Volvens spaadom, 1872), Университетская (1879), Лютер в Вартбурге (Luther paa Wartburg, 1884), псалмы и др. культовые соч.; пьесы для фп., органа; песни; мелодекламации (с орк.) - Золотые рога (по стих. А. Эленшлегера, 1832), Ныряльщик (Der Taucher, по стих. Ф. Шиллера, 1837). Эмиль X. (21 II 1836, Копенгаген - 18 VII 1898, там же) - органист и композитор. Сын Йоханна Петера Эмилиуса. Учился у отца и Н. Гаде. С 1861 церк. органист в Копенгагене, в 1871-98 - в Кристиансборге. Соч.: оперы - Ночь в горах (1863), Девочка-эльф (Elverpigen, 1867), Корсиканец (Кorsikaneren, 1873), Свадебный праздник в Хардангере (En bryllupfest i Hardanger, 1897); балеты; для орк. - 7 симфоний, увертюра Воители на Гельголанде (Haermoedene paa Helgoland), сюита Северные нар. танцы, фантазия Скандинавская народная музыка (Skandinavisk folkemusik), симф. поэма Ярл Хокон; камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. фп. трио. ХАРТМАН (Hartmann) Карл Амадеус (2 VIII 1905, Мюнхен - 5 II 1963, там же) - немецкий композитор (ФРГ). Учился в классе композиции у Й. Хаса в Мюнхенской муз. академии (1923-27), позже был учеником Г. Шерхена, в 40-е гг.- А. Веберна. В 1934 написал свою единств. оперу «Юность Симплиция Симплициссимуса» по роману «Симплициссимус» Г. Я. К. Гриммельсхаузена на сюжет из времён Крестьянской войны 1524-26 в Германии. Произв. X. в фашистской Германии не исполнялись. В 1945 X. основал в Мюнхене конц. общество «Musica viva» для пропаганды совр. музыки, сумев привлечь лучшие артистич. силы. Стилистически творчество X. неоднородно. В нём заметны влияния музыки И. Ф. Стравинского, раннего творчества С. С. Прокофьева, а в крупных симф. формах он близок Г. Малеру, А. Бергу, Д. Д. Шостаковичу. Нек-рые произв. X. атональны, в других применяются т. н. варьируемые метры Б. Блахера. В его опере немало страниц, стилизующих старинную музыку, нар. песню и хорал. В «Траурном концерте» для скрипки и оркестра (1939), созданном под впечатлением оккупации Чехословакии, разрабатываются темы гуситского гимна «Кто вы, божьи воины» и рус. революц. песни «Вы жертвою пали». Сб. статей X. «Кleine Schriften» опубликован посмертно (Mainz, 1965). Чл. Баварской академии искусств (1952). Соч.: опера - Юность Симплиция Симплициссимуса (Des Simplicius Simplicissimus Jugend, соч. 1935, пост. 1949, Кёльн; новая ред. под назв. «Симплиций Симплициссимус», 1955); для хора и голосов с орк. - вок. сцена для баритона и орк. на слова из «Содома и Гоморры» Жиродо (не оконч.); для солистов и камерного орк. - Гетто (для совм. композиции «Еврейская хроника» Б. Блахера, П. Дессау, X. В. Хенце, Р. Вагнера-Регени и К. А. Хартмана, 1966); для орк. - 8 симфоний (для голоса с орк. на текст У. Уитмена, 1937; 1946; симфония для струн. орк., 1947; 1949; концертная симфония - Symphonie concertante, 1950; 1951-53; 1958; 1962); увертюра Китай борется (China kämpft, 1942); концерты для инструментов с орк. - для скр. и струн. орк. (Траурный концерт - Concerto funebre, 1939), для фп., духовых и ударных (1953), для альта, фп., духовых и ударных (1955),. Камерный концерт для кларнета, струн. квартета и орк.; камерные ансамбли - 2 струн. квартета (1933; 1946), Маленький концерт для струн. квартета и ударных, Бурлеск (для 6 духовых, ударных и фп.); для фп. - Джазовая токката и фуга (1928), сонатина (1931); для сопрано и фп. - кантата Lamento (1937); для сопрано, хора и фп.- Мир, год 48 (Friede, Anno, 48). |