ХАУЭР (Hauer) Йозеф Маттиас (19 III 1883, Винер-Нёйштадт - 22 IX 1959, Вена) - австрийский композитор. Муз. подготовку получил в учительском институте. Работал учителем в Крумбахе. С 1914 жил в Вене, продолжал муз. занятия самостоятельно. Оставил педагогич. работу, чтобы посвятить себя композиции. В 1927 получил композиторский приз г. Вена. В 1911 создал произв. для фп. «Nomos» - первое додекафонное соч. Независимо от А. Шёнберга X. самостоятельно разработал 12-тоновую систему. В 1921 сформулировал принцип т. н. тропов (групп из двух шестизвучий, которые служили основой для построения мелодии и аккордов). Принципы своей 12-тоновой системы изложил в ряде работ, в т. ч. «От мелоса к литавре» (1925) и «Двенадцатитоновая техника. Учение о тропах» (1925), над которой он работал совм. со своим учеником Г. Хайсом. При жизни композитора его многочисл. произв. исполнялись редко. Успех имела только его оратория «Превращения» («Wandlungen», 1928). Начиная с 1937 писал только т. н. 12-тоновую музыку. Среди его произв. опера «Саламбо» (1928, по Г. Флоберу, не исп.), зингшпиль «Чёрный паук» («Die schwarze Spinncl», 1966, Вена), песни и кантаты, в т. ч. на сл. P. Гёльдерлина, оркестровые (симфониетта, дивертисмент и др.), камерно-инстр. произв. Творчество X. получило известность лишь в 60-70-е гг. Гос. пр. Австрии (1956). Лит. соч.: Vom Wesen des Musikalischen, Lpz.-W., 1920, то же, В.-Lichtericide, 1921, 1923, расширенное изд., 1966; Deutung des Melos, Lpz.-W.-Z., 1923; Vom Melos zur Pauke, W.-N. Y., 1925 (Theoretische Schriften, Bd 1), переизд., 1967; Zwölftontechnik, W., 1925 (Theoretische Schriften, Bd 2), новое изд., W., 1953. |