ХАУЗЕГГЕР (Hausegger) Зигмунд фон (16 VIII 1872, Грац - 10 X 1948, Мюнхен) - австрийский дирижёр и композитор. Обучался у своего отца - Фридриха фон X. и в муз. школе у Э. В. Дегнера и К. Полига. В 1895-96 дебютировал как дирижёр в оперном Т-ре Граца. С 1899 совм. с Ф. Вейнгартнером дирижировал популярными симф. концертами оркестра Р. Кайма («Кайм-концерты») в Мюнхене, в 1903-06 - концертами во Франкфурте-на-Майне, в 1910-20 - симф. концертами Блютнеровского оркестра в Берлине и филармонич. концертами в Гамбурге. С 1920 жил в Мюнхене. В 1920-34 был директором, затем президентом (до 1938) Корол. академии муз. искусства (с 1924 - Гос. высшая муз. школа) и одновременно (1920-38) руководил абонементными концертами Муз. (концертного) общества. Под рук. X. в 30-е гг. высокого уровня достиг оркестр «Мюнхенские филармоники» (быв. оркестр Кайма). X. был видным дирижёром, особенно выделялись его интерпретации произв. Л. Бетховена, А. Брукнера, Ф. Листа. Известен также как муз. критик и педагог. Опубликовал труды и мн. статьи своего отца и его переписку с П. Розеггером. В своём симф. творчестве следовал традициям романтич. программного симфонизма. Соч.: оперы - Эльфрида (либр. X., 1890, Грац), Циннобер (либр. X., по повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т. А. Гофмана, 1898, Мюнхен); для орк. - Симфония природы (Natursymphonie, с заключит. хором, 1911), симф. поэмы Барбаросса (1900), Кузнец Виланд (Wieland der Schmied, 1904), Дионисийская фантазия (Dionysische Phantasie, 1899), симф. вариации Начало празднества (Aufklänge, на тему детской песни, 1919); песни для голоса и орк. и для голоса и фп., хор. произв. Лит. соч.: Alexander Ritter. Ein Bild seines Charakters und Schaffens, В., [1907]; R. Wagners Briefe an Frau Julie Ritter, Münch., 1920; Betrachtungen zur Кunst, Lpz., 1921. ХАУЗЕГГЕР (Hausegger) Фридрих фон (26 IV 1837, Санкт-Андре, Каринтия - 23 II 1899, Грац) - австрийский музыковед. Изучал юриспруденцию, служил адвокатом в Граце. Был учеником Зальцмана и О. Дессофа (муз.-теоретич. предметы). С 1872 преподавал историю и теорию музыки в университете Граца, выступал как муз. критик в местной газете. Приверженец Р. Вагнера, X. в своём осн. труде «Музыка как выражение» («Die Musik als Ausdruck») полемизирует с концепцией книги Э. Ганслика «О музыкально-прекрасном». Соч.: R. Wagner und Schopenhauer, Lpz.,1878, 1892; Die Musik als Ausdruck, W., 1885, 1887; Das Jenseits des Кьnstlers, W., 1893; Die Anfänge der Harmonie, Charlottenburg, 1895; Die künstlerische Persönlichkeit, W., 1897; Unsere deutschen Meister: Bach, Mozart, Beethoven, Wagner, Münch., 1901; Gedanken eines Schauenden. Gesammelte Aufsätze, hrsg. von seinem Sohn Siegmund von Hausegger, Münch., 1903; Briefwechsel zwischen P. Rosegger und Fr. Hausegger, Lpz., 1924; Gesammelte Schriften, hrsg. von Siegmund von Hausegger, Regensburg, 1939. Ю. В. Крейнина. |