ХЕНЦЕ (Henze) Ханс Вернер (р. 1 VII 1926, Гютерсло) - немецкий композитор (ФРГ). С 1946 учился у В. Фортнера (Гейдельберг), с 1948 - у Р. Лейбовица (Париж). С 1953 живёт в Италии. Эволюционировал от неоклассицизма к двенадцатитоновой технике А. Шёнберга и от неё к новейшим системам послевоенного муз. авангардизма, не ограничивая себя, однако, требованиями к.-л. одной технич. системы и не отказываясь полностью от средств тональной музыки. Одноврем. с П. Дессау вышел из состава западногерманской Академии искусств, когда в члены академии не был принят греч. комп. М. Теодоракис. X. работает во всех муз. жанрах, но предпочитает оперу и балет. Посвятил памяти Че Гевары ораторию «Плот «Медузы»«. С темой Кубинской революции связаны его кантата «Эль Симаррон» и 6-я симфония. Однако интерпретация актуальных политич. тем в произв. X. в ряде случаев поверхностна. Выступает как дирижёр и муз. публицист. Критиковал на страницах печати авангардизм. Соч.: оперы - одноактная опера Театр чудес (Das Wundertheater, 1949, Гейдельберг; новая ред. 1965), лирич. драма Бульвар одиночества (Boulevard Solitude, 1952, Ганновер), Король-Олень (Кцnig Hirsch, 1956, Берлин; сокращённая ред. 1963, Кассель), Принц Хомбургский (Der Prinz von Homburg, 1960, Гейдельберг), Элегия молодым влюблённым (Elegie für Junge Liebende, 1961, Шветцинген), комич. опера Молодой лорд (Der Junge Lord, 1965, Берлин), опера-сериа Бассариды (Die Bassariden, 1966, Зальцбург), Долгий путь в жилище Наташи Унгехойер (Der langwierige Weg in die Wohnung der Natascha Ungeheuer, шоу для 17 участников, 1971), а также радиооперы и сценич. кантаты; балеты - балет-пантомима Идиот (Der Idiot, по P. M. Достоевскому, 1952, Берлин), Марафон танца (Maratona di danza, 1957, Берлин), Ундина (1958, Лондон), Соловей императора (Des Reisers Nachtigall, 1959, Венеция), Спящая принцесса (Die schlaffende Prinzessin, обр. музыки балета «Спящая красавица» Чайковского для малого орк., 1954, Эссен), а также бессюжетные балеты, хореографич. сцены; для хора, солистов и орк. - в т. ч. оратория Плот «Медузы» (Das FloЯ der Medusa, для солистов, чтеца, хора и орк., 1968), 5 неаполитанских песен (для голоса и камерного орк., 1956); для орк. - 6 симфоний (1947, 1949, 1950, 1955, 1962, 1969; 1-3-я исполняются также как музыка к балетам), симф. этюды (1955; новая ред. 1964), 4 поэмы (1955), Антифоны (Antifone, 1960), фантазия Капричос (Los caprichos, пo P. Гойе, 1963), Телеманиана (Telemanniana, по Парижскому квартету с флейтой Телемана, 1967), аллегория с музыкой Император Гелиогабал (Heliogabalus Imperator, 1972); для камерного орк. - в т. ч. Гимны свободе (Freiheitshymne, на мелодию М. Теодоракиса, 1967); концерты для инструментов с орк. - в т. ч. для скр. (1947), 2 для фп. (оба в 1950), для контрабаса (1966), для скр., голосов, 33 инструментов и магнитной ленты (1971); камерные ансамбли - в т. ч. Памяти «Белой Розы» (In memoriam «Die weiβe Rose», для 12 инструментов, 1965); кантата Эль Симаррон (El Cimarron, Autobiografia de Esteban Monteijo, для баритона, флейты, гитары и ударных, 1969); эпизод Восстание (Aufstand) для коллективной композиции «Еврейская хроника» («Jüdische Chronik», о восстании в евр. гетто Варшавы, совм. с Б. Блахером, П. Дессау, К. Хартманом и Р. Вагнером-Регени, 1960) и др. Лит. соч.: Essays, Mainz-L.-N.Y., 1964; Gefahren in der neuen Musik, в кн.: Die Stimme der Кomponisten, Rodenkirchen/Rhein, 1958; в сб.: Современное буржуазное, искусство, M., 1975, с. 302-07. |