ХЕСС (Hess) Вилли (14 VII 1859, Мангейм - 17 II 1939, Берлин) - нем. скрипач. Игре на скрипке первоначально обучался у своего отца, в 1875-78 занимался под рук. Й. Иоахима в Берлине. Концертмейстер оркестра во Франкфурте-на-Майне, преподаватель консерватории в Роттердаме (с 1886), концертмейстер Халле-оркестра в Манчестере (с 1888), с 1895 концертмейстер Гюрцених-оркестра и преподаватель консерватории в Кёльне. В 1903-04 профессор Корол. академии музыки в Лондоне, с 1904 концертмейстер и солист Бостонского симф. оркестра и участник квартета солистов оркестра (Boston Symphony Quartet), позже участник квартета В. Хесса и Э. Шрёдера. В 1910-28 преподавал в Высшей школе музыки в Берлине, играл в квартете К. Халиржа, а также в трио вместе с X. Дехертом и Г. Шуманом. ХЕСС (Hess) Вилли (р. 12 X 1906, Винтертур) - швейц. музыковед и композитор. Учился в консерватории и в университете в Цюрихе (1926-29). Преподавал (с 1930), играл на фаготе в симф. оркестре в Винтертуре (1942-71). X.- видный исследователь творчества Л. Бетховена; осуществил первые публикации ряда его произв., вошедших впоследствии в подготовленное им «Дополнение к Полному собранию сочинений Бетховена» («Beethoven. Supplement zur Gesamtausgabe», hrsg. von Willy Hess, Bd 1-14, Wiesbaden, 1960-71). Муз. соч. Х. традиционны, близки стилю венских классиков и ранних нем. романтиков. Соч.: опера-сказка - Смерть и маленькая девочка (Der Tod und das kleine Mädchen, 1935); кантата Рождественская ночь (Weihnacht, 1933); симфония (1931); Ixbeine infon а для струн. орк. (1930); серенада для камерного орк. (1944); концерт для валторны с орк. (1956); соната для фагота и малого орк. (1952); камерно-инстр. ансамбли - серенада для 11 струнных и флейты (1940), сюита для 12 трубачей (1951); пьесы для разл. дух. инструментов с фп.; пьесы для фп. (ок. 80); хоры; вок. дуэты, терцеты. Лит. соч.: Beethovens Werke und ihre Gesamtausgabe, в кн.: Schweizerisches Jahrbuch für Musikwissenshaft, Bd 5, 1931; Von den Grenzen und Ausdrucksmöglichkeiten der Кьnste, Wmterthur, 1932; Кunstwerk und Seele, Lauf-Bern, 1933, Unbekannte italienische Gesänge Beethovens, «Schweizerische Musikpädagogische Blätter», 1936, 15. Juli, 1 August; Кьnstlerische Gesetzmäβigkeiten des von der Musik verklärten Dramas?, Z., 1939; Das Bühnenbild R. Wagners, Basel, 1950; Beethovens Oper «Fidelio» und ihre drei Fassungen, Z., 1953; Die Wiener Handschrift zur ersten und zweiten Fassungen von Beethovens «Fidelio», «Mf», 1955, Bd 8, No 2; Ein ungedruckter Streichquintettsatz Beethovens, «SMz», 1955, Jahrg 95; Beethoven, Z., 1956; то же, Wmterthur, 1977; Verzeichnis der nicht in der Gesamtausgabe veroffentlichteh Werke L. van Beethovens, Wiesbaden, 1957; Die Harmonie der Кьnste, W., 1960; Die Dynamik der musikalischen Formbildung, Bd 1-2, W., 1960-64; Beethovens Bühnenwerke, Gott., 1962; Von Doppelantlitz des Bösen in der Кust, dargestellt an Beispiel der Musik, Munch, 1963; Beethoven-Studien, Bonn, 1972. ХЕСС (Hess) Майра (25 II 1890, Хампстид, близ Лондона - 25 XI 1965, Лондон) - англ. пианистка, муз.-обществ. деятель. Училась игре на фп. у Дж. Паскаля и О. Моргана в муз. школе «Гилдхолл» (с 1897) и у Т. Маттея в Корол. академии музыки (1902-07) в Лондоне, где дебютировала в 1907 (4-й концерт Бетховена с орк. под упр. Т. Бичема). С этого года много гастролировала в Европе, с 1922 - в Канаде и США (до 1957; фирмой «Коламбия» выпущены грамзаписи ряда произв. в ее исп.). В репертуаре - гл. обр. соч. Д. Скарлатти, венских классиков, нем. романтиков. В период 2-й мировой войны 1939-45 деятельность X. в качестве организатора концертов получила большое гражданств. значение (провела в здании лондонской Нац. галереи 1700 дневных регулярных концертов, в которых принимали участие более 100 исполнителей; неоднократно награждалась). |