ХИЛЛЕР (Hiller) Фердинанд фон (24 X 1811, Франкфурт-на-Майне - 10 или 11 V 1885, Кёльн) - немецкий дирижёр, композитор, пианист. Учился игре на фп. у А. Шмитта и композиции у Й. Г. Фолльваилера во Франкфурте-на-Майне, с 1825 у И. Н. Гуммеля в Веймаре. В 1827 посетил Вену, познакомился с Л. Бетховеном и Ф. Шубертом. Жил в Париже (1828-35), преподавал игру на органе, выступал как пианист. Зиму 1839-40 провёл в Лейпциге. В 1840-41 был в Италии, где изучал искусство старых мастеров под рук. Баини (Рим). В 1843-44 руководитель концертов Гевандха-уза в Лейпциге. Работал в качестве дирижёра в Дрездене, где были поставлены его оперы «Сон в рождественскую ночь» («Traum in der Christnacht», 1845) и «Конрадин» (1847). С 1847 городской капельмейстер Дюссельдорфа, с 1850 - Кёльна (дирижировал концертами, был одним из организаторов и первым директором консерватории). Среди учеников X. композитор и дирижёр М. Брух. В 1851-52 руководил итал. оперой в Париже. X. был современником Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди, с которыми состоял в дружеских отношениях. Он написал 6 опер, 2 оратории («Разрушение Иерусалима» - «Die Zerstörung Jerusalems», 1840; «Саул», 1858), ряд кантат, 4 симфонии, 2 концерта для фп., 1 для скрипки с оркестром, камерно-инстр. произв. (в т. ч. 3 фп. и 3 струн. квартета), пьесы для фп., хоры и песни. Его лучшие соч. относятся к жанру миниатюры, в их числе песни на стихи нем. поэтов, фп. соч. Оперы X. успеха не имели. Муз.-организаторская работа X. сравнима с деятельностью Мендельсона. X. пользовался известностью как пианист (особенно славился исполнением произв. В. А. Моцарта и импровизациями), дирижёр, педагог, журналист (сотрудничал в газ. «Кцlnische Zeitung»; о его статьях одобрительно отозвался Г. Гейне). Опубликовал собрание писем Мендельсона и воспоминания о нём (Felix Mendelssohn-Bartoldy. Briefe und Erinnerungen, Кцln, 1874). Лит. соч.: Ьbungen zum Studium der Harmonie und des Кontrapunktes, Кцln, 1860, 1897; Die Musik und das Publikum, Кцln, 1864; Aus dem Tonleben unserer Zeit, Bd 1-3, Lpz., 1868-71; L. van Beethoven, Lpz., 1871; Goethes musikalisches Leben, Кцln, 1883; Erinnerungsblätter, Кцln, 1884. ХИЛЛЕР (Hiller, Hüller) Иоганн Адам (25 XII 1728, Вендиш-Оссиг, близ г. Гёрлиц - 16 VI 1804, Лейпциг) - немецкий композитор, дирижёр, муз. писатель и обществ. деятель. С 1746 учился в Крёйцшуле в Дрездене у Г. А. Хомилиуса (фп. и генерал-бас) и у Шмидта (флейта). С 1751 в Лейпциге, где учился в университете, преподавал, выступал в концертах (пел, играл на флейте). С 1754 домашний учитель графа Г. А. Брюля в Дрездене, с 1758 - снова в Лейпциге. Возобновил прерванные Семилетней войной публичные «Абонементные концерты» (1762), назвав их «Любительские концерты» и «Concerts spirituels», в 1763-81 руководил и дирижировал ими (в 1781 преобразованы в концерты Геванд-хауза). В 1771 основал певч. школу, в 1789 стал кантором Томаскирхе. Выступал как муз. критик, издавал один из первых муз. журн. «Еженедельные известия и примечания, относящиеся к музыке» («Wöchentliche Nachrichten und Anmerkungen die Musik betreffend», 1766-70). Автор муз. словаря учёных и композиторов, пособий по вок. искусству (ими пользовались до 19 в.) и игре на скрипке. X. - один из создателей северонем. зингшпиля. Обработал первый нем. зингшпиль «Чёрт на свободе» с музыкой Штандфуса, частично сократив его музыку. Сотрудничал с театр. группой Коха и поэтом-либреттистом К. Ф. Вейсе, создававшим тексты в духе франц. комич. опер, в которых высмеивались сословные привилегии и чванство господ. Писал также песни, проникнутые духом сентиментализма и обращённые к широкому кругу любителей музыки. Соч.: зингшпили - Чёрт на свободе (Der Teufel ist los: 1-я часть - Превращённые женщины - Die verwandelten Weiber, 2-я часть - Весёлый сапожник - Der lustige Schuster, 1766), Лизуар и Дариолетт (1766), Лотхен при дворе (Lottchen am Hofe, 1767), Муза (Die Muse, 1767), Сельская любовь (Die Liebe auf dem Lande, 1768), Охота (Die Jagd, 1770; переработана А. Лорцингом, 1830), Деревенский цирюльник (Der Dorfbarbier, 1771), Венок из колосьев (Der Aerndtekranz, 1771), Война (Der Кrieg, 1772), Весёлая свадьба (Die Jubelhochzeit, 1773), Могила муфтия, или Два скупца (Das Grab der Mufti, oder Die beiden Geitzigen, 1779), Спасение Трои (Das gerettete Troja, 1782); для орк. - симфония; обр. хоральных мелодий, кантаты, сб.: песен: Песни дружбы и любви (Lieder der Freundschaft und Liebe, 1774), Песни для чувствительных душ (Lieder für fühlende Seelen, 1787), Песни мудрости и добродетели (Lieder der Weisheit und Tugend, 1790) и др. Лит. соч.: Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesänge, Lpz., 1774, 1798; Exempelbuch der Anweisung zum Singen, Lpz., 1774; Anweisung zum musikalisch-zierlichen Gesänge, Lpz., 1780; Lebensbeschreibungen berühmter Musikgelehrten und Tonkünstler neuerer Zeit, Bd 1, Lpz., 1784 (включает автобиографию), новое изд. 1975; Nachricht von der Aufführung des Händeischen «Messias» in der Domkirche zu Berlin den 19. May 1786, В., [1786]; Ьber Metastasio und seine Werke, Lpz., 1786; Кurze und erleichterte Anweisung zum Singen, Lpz., 1792; Anweisung zum Violin-Spielen, Lpz., 1792. |