ХИММЕЛЬ (Himmel) Фридрих Генрих (20 XI 1765, Трёйенбритцен, Бранденбург - 8 VI 1814, Берлин) - немецкий композитор и пианист. Изучал теологию в Галле (1785), затем композицию в Дрездене у И. Г. Наумана (с 1786). В 1793-95 совершенствовался в Италии, где осуществил пост. своих опер «Первый мореплаватель» («Il primo navigatore», Венеция, 1794) и «Семирамида» (Неаполь, 1795). С 1795 придв. капельмейстер в Дрездене. В 1798-1800 предпринял поездку в Россию (здесь была пост. его опера «Александр», 1799, Петербург) и Скандинавию, затем в Париж (1801), Лондон, Вену (1802) и др. Осн. место в творчестве X. занимают оперы-сериа и зингшпили. Оперы писал в стиле неаполитанской школы (некоторые из них были очень популярны, напр. «Васко да Гама», пост. в Берлине, 1801), в зингшпилях продолжал традиции И. А. Хиллера; самое известное соч. X. - «Косынка» («Fanchon», Берлин, 1804). Его зингшпили «Сильфы» (Берлин, 1806) и «Кобольд» (Вена, 1811) предвосхитили романтич. оперы К. М. Вебера. X. принадлежат также оратория «Исаак» («Isacco figura del redentore», 1791), кантата «Танец» («La danza», 1792). Пользовались популярностью песни X., в которых сочетаются влияния итал. оперной мелодики и соч. представителей Берлинской песенной школы. Б. ч. они имеют галантно-чувствительный характер; в некоторых из них, однако, намечаются черты романтич. выразительности, стремление к индивидуализированной передаче образов текста. Наряду с И. Р. Цумштегом, И. Ф. Рейхардтом и К. Ф. Цельтером X. может считаться предшественником Ф. Шуберта в песенном жанре. Из его серий песен лишь «Алексис и Ида» обладает чертами подлинного песенного цикла и представляет собой далёкий подступ к шубертовским циклам «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Среди др. соч. X. - духовная музыка (псалмы, Vater unser, вечерни, месса), траурная кантата на смерть Фридриха Вильгельма II, 2 концерта для фп. с оркестром, неск. фп. трио, 2 фп. квартета (для фп., скр., флейты и влч.), секстет (для фп., 2 альтов, 2 валторн и влч.), пьесы для фп. |