ХОХЛОВ Павел Акинфиевич [21 VII (2 VIII) 1854, с. Устье, ныне Беднодемьянский р-н Пензенской обл.- 20 IX 1919, Москва] - русский певец (баритон). В детстве учился игре на фп., позже - на скрипке (у К. А. Кламрота). Окончил юридич. ф-т Моск. университета (1878). Увлекаясь пением, в 1873-75 брал уроки у Ю. К. Арнольда, который считал, что у X. бас (в 1875 в студенч. концерте исполнил басовую партию - арию Зарастро из «Волшебной флейты»). Почувствовав неполадки с голосом, начал заниматься у А. Д. Александровой-Кочетовой (1875-78), к-рая верно определила голос X. как баритон. Совершенствовался в Милане у Ф. Ронкони, Ф. Варези, Гамбоджи. В 1879 с успехом дебютировал на сцене Большого театра (первоначально во 2-м акте оперы «Фауст», исполнив партию Валентина, затем - в партии Графа ди Луна в опере «Трубадур»). В 1879-1900 был солистом этого театра (в 1881 и сезон 1887-88 пел в Мариинском театре). Много концертировал в Москве, Петербурге и др. городах России, зачастую пел в благотворит. концертах, особенно в пользу учащейся молодёжи. Последнее выступление X. состоялось в 1902 на сцене Большого театра (в опере «Евгений Онегин»). Оставив сцену, занялся общественной деятельностью (работал в земстве). Один из выдающихся певцов, X. - яркий представитель рус. вок. школы. Он принёс на оперную сцену новый стиль исполнения (полный отказ от внешне эффектного пения, стремление бережно донести до слушателя замысел композитора). Певец обладал мягким, бархатистого тембра голосом широкого дыхания и большого диапазона (ему были одинаково доступны басовые и теноровые звуки), превосходными сценич. данными. Тонкий музыкант и талантливый актёр, он всегда стремился к созданию полноценного правдивого художеств. образа. В обширном репертуаре X. преобладали партии из опер русский композиторов. Лирич. образы были артисту ближе героических. Совершенством, глубиной и законченностью трактовки выделялись партии Онегина и Демона. Его интерпретация этих образов стала традицией на оперной сцене. П. И. Чайковский писал, что «не может себе представить Онегина иначе, как в образе Хохлова». Среди др. партий - Светлейший («Черевички» Чайковского), Елецкий, Князь Игорь, Руслан, Мизгирь; Троекуров («Дубровский»), Борис Годунов; Вольфрам («Тангейзер»), Дон Жуан, Жермон; Ренато («Бал-маскарад»). Талантливого певца и актёра высоко ценили Чайковский, А. Г. Рубинштейн, мн. рус. муз. критики. X. не был педагогом, он не создал своей школы, но у него учились искусству работы над образом, вок. мастерству мн. артисты. Ф. И. Шаляпин неслучайно назвал X. своим учителем. ХОХЛОВ Юрий Николаевич (р. 2 II 1922, Торжок Калининской обл.) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1980). В 1951 окончил Моск. консерваторию; занимался по истории заруб. музыки у Р. И. Грубера, по анализу муз. произв. у В. А. Цуккермана. В 1954 окончил аспирантуру при Моск. консерватории у Р. И. Грубера. В 1955 редактор Музфонда, в 1956-67 ст. редактор Музгиза (ныне «Музыка»). С 1967 ст. науч. редактор издательства «Сов. энциклопедия» (с 1976 зам. гл. редактора «Музыкальной энциклопедии»). Крупнейший шубертовед в СССР. X. принадлежат книги и статьи о Ф. Шуберте, в которых по-новому освещаются мн. проблемы его жизни и творчества. В 1978 принял участие в Шубертовском конгрессе в Вене. Автор предисловия и примечаний к книге: Гольдшмидт Г., Франц Шуберт. Жизненный путь, пер. с нем. (М., 1960, 1968). Подготовил издания: «Жизнь Франца Шуберта в документах…» (М., 1963), «Воспоминания о Шуберте» (М., 1964), «Франц Шуберт. Избранные песни в шести томах», т. 1-6 (M., 1975-80, приложение к т. 3, М., 1978). С 1982 ст. науч. сотрудник Ин-та искусствознания. Соч.: Книга о жизни великого художника, «СМ», 1950, No 4; Классическую оперу - на экран, там же, 1952, No 4; Новые скрипичные концерты, там же, 1952, No 5, в сб.: Советская симфоническая музыка, М., 1955; К проблеме интонации, там же, 1952, No 12; Фортепианные концерты Ф. Листа, М., 1953, доп. 1960; Советский скрипичный концерт, в сб.: Советская музыка, М., 1954; Новая книга о Шуберте, «СМ», 1955, No 8; Советский скрипичный концерт, М., 1956; Народность песен Шуберта, «СМ», 1959, No 5; Франц Шуберт в воспоминаниях его друзей, там же, 1959, No 9; Песни Шуберта на тексты Гейне, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Загадка «Гмунден-Гаштейнской симфонии» Шуберта, «СМ», 1960, No 8; Оркестровые сюиты Чайковского, М., 1961; «Неоконченная симфония» Франца Шуберта, «МЖ», 1961, No 3; Ференц Лист. К 150-летию со дня рождения, там же, 1961, No 20; Предисловие в изд.: Ф. Шуберт. Симфония до мажор. Партитура, М., 1962; Песни Франца Шуберта, «МЖ», 1962, No 24; О музыкальной программности, М., 1963; Франц Шуберт, «МЖ», 1965, No 13; «Зимний путь» Шуберта, «СМ», 1966, No 2; «Зимний путь» Франца Шуберта, М., 1967; О последнем периоде творчества Шуберта, М., 1968; Квинтет «Форель» Шуберта, «МЖ», 1971, No 11; Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии, М., 1972; Венская классическая школа, в кн.: Музыкальная энциклопедия, т. 1, М., 1973; Неизвестная фантазия Шуберта, «СМ», 1972, No 8; «Лесной царь» Франца Шуберта, «МЖ», 1972, No 17; Первые песни Шуберта, в сб.: О музыке. Проблемы анализа, [М., 1974]; [Шуберт]. Находки последних лет, «СМ», 1974, No 6; Программная музыка, в кн.: Музыкальная энциклопедия, т. 4, М., 1978; Франц Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1978; Zur Frage vom Verhältnis der Musik und des poetischen Textes in Schuberts Liedern, в кн.: Schubert-КongreЯ Wien 1978, Bericht, Graz, 1979; Из венских записей П. И. Кеппена (1822-23), в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 4, М., 1979, и др. Л. Б. Римский. |