ХОЛОПОВ Юрий Николаевич (р. 14 VIII 1932, Рязань) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1978). В 1954 окончил теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории у И. В. Способина по специальности теория музыки. В 1954-55 и 1958-60 там же в аспирантуре (рук. С. С. Богатырев). В 1953-80 преподаватель муз.-теоретич дисциплин в Моск. муз. уч-ще при консерватории, с 1960 - также в Моск. консерватории (с 1981 профессор). Автор статей и исследований по вопросам совр. и классич гармонии, теории и истории муз форм, двенадцатитоновой музыки, эволюции муз. мышления. Среди учеников - Т. С Кюрегян, Ю. И. Паисов, С И. Савенко, М. А. Салонов, Т. В. Чередниченко. Соч.: Музыка в журнале «Смена», «СМ», 1954, No 1; Наблюдения над современной гармонией, там же, 1961, No 11; О гармонии, M., 1961; Фортепьянные сонаты С. С. Прокофьева, M., 1961 (совм. с В. H. Чолоповой); Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита, в сб.: Музыка и современность, вып. 1, M., 1962; О современных чертах гармонии С. Прокофьева, в сб.: Черты стиля С. Прокофьева, M., 1962; О теории Хиндемита, «СМ», 1963, No 10; Учить современной гармонии, там же, 1965, No 9; О творчестве и теории Мессиана, там же, 1965, No 10; Формообразующая роль современной гармонии, там же, 1965, No 11; Зарубежная литература о гармонии, там же, 1966, No 10; Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений, в сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования, вып. 1, M., 1966; О трех зарубежных системах гармонии, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, M., 1966; Семен Семенович Богатырев, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, M., 1966; Об одном принципе школы И. В. Способина, в сб.: И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый, M., 1967; Лекции и практические задания по гармонии (по материалам студенческих записей), там же; Классические структуры в современной гармонии, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, M., 1967; Сквозное развитие в гармонических структурах сочинений Прокофьева, там же, Современные черты гармонии Прокофьева, M., 1967; Принцип классификации музыкальных форм, в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, M., 1971; Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, M., 1971; Понятие модуляции в связи с проблемой соотношения модуляции и формообразования у Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 1, M., 1971; Об эволюции европейской тональной системы, в сб.: Проблемы лада, M., 1972; Проблемы диатоники и хроматики, «СМ», 1972, No 10; Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании, в сб.: С. С. Прокофьев Статьи и исследования, M., 1972; К problemu HUDEBNIho vnimanн, «HUDEBNI rozhledy», 1972, No 12; Выразительность тональных структур у P. И. Чайковского, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, M., 1973; Die Spiegelsymmetrie in Anton Weberns Variationen für Кlavier op 27, «AfMw», 1973, Jahrg 30, No 1; Патриарх советской музыкальной науки, «СМ», 1974, No 1 [о Ю. H. Тюлине]; Musica slavorum, там же, 1974, No 6; Об общих логических принципах современной гармонии, в сб.: Музыка и современность, вып. 8, M., 1974; Очерки современной гармонии, M., 1974; Концертная форма у И. С. Баха, в сб.: О музыке. Проблемы анализа, M., 1974; Современная музыка в системе музыкально-теоретического образования, M., 1977; Функциональный метод анализа современной гармонии, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 2, M., 1978; Канон. Генезис и ранние этапы развития, в сб.: Теоретические наблюдения над историей музыки, M., 1978; Метрическая структура периода и песенных форм, в сб.: Проблемы музыкального ритма, M., 1978; Modulation und Formbildung. Zur Analyse des Allegretto scherzando aus der Sinfonie Nr 8 F-Dur von Beethoven, в сб.: Bericht ьber den Internationalen Beethoven-КongreЯ Berlin 1977, Lpz., 1978; Музыкально-эстетические взгляды X. Шенкера, в сб.: Эстетические очерки, вып. 5, М., 1979, и др. Л. Б. Римский. |