ХОЛСТ (Holst) Густав Теодор (21 IX 1874, Челтнем - 25 V 1934, Лондон) - английский композитор. Происходил из семьи с давними муз. традициями (бабушка, отец, дед и прадед были пианистами). Служил органистом, дирижировал симф. оркестром на родине. Окончил по классу тромбона лондонский Корол. муз. колледж, где изучал также композицию под рук. Ч. Станфорда (с 1893). В 1898-1903 1-й тромбонист в «Карл-Роза опера-компани». С 1903 преподаватель и директор разл. начальных и средних муз.-уч. заведений Лондона, в т. ч. Морли-колледжа, в 1919-23 профессор композиции Корол. муз. колледжа. В 1932 читал курс лекций в Гарвардском университете (США). В 1905 (под влиянием Р. Воана-Уильямса) начал изучение англ. нар. песни; в ранних соч. использовал нац. муз. фольклор. В 1910-х гг. обратился к муз. культуре Востока (изучал санскрит в Школе вост. языков, 1906-11). В 1918-19 посетил города Малой Азии. Наряду с хор. Циклами на слова Дж. Китса и др. англ. поэтов, а также У. Уитмена писал вок. соч. на собств. переводы из «Ригведы» и на слова Калидасы и др. инд. поэтов. На собств. либретто по мотивам инд. эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» создал оперы «Сита» (осталась в рукописи; 1900-06, в духе вагнеровских муз. драм) и «Савитри» (1908, камерная), мн. мелодии которых выдержаны в переменных размерах - 5/4 и 7/4 (это связано с использованием прозаического англ. текста). Увлечение экзотикой проявилось также в орк. сюите «Бени Мора», отразившей впечатления от поездки в Алжир. В то же время сумрачность и нек-рая суровость музыки роднит соч. X. с произведениями «поэтов Севера» - Я. Сибелиуса и Р. Воан-Уильямса. Наиболее известные произв. X. - симф. сюита «Планеты» и «Гимн Иисуса» (для 2 хоров с оркестром), в которых проявляется характерный для него синтез традиционных и новаторских тенденций. Их отличает стремление к классич. ясности и уравновешенности, использование нац. фольклора, а также форм старинной музыки (мотеты, мадригалы 16 в.); в то же время X. применяет в них сложные ритмы, полигармонич. комплексы и приёмы совр. красочной оркестровки (ощутимо влияние соч. И. Ф. Стравинского). Наряду с произв., в которых X. проявил себя как искусный полифонист (в фугированной увертюре, 1922, и фугированном концерте для флейты, гобоя и струнных, 1923), он создал ряд хоров (ок. 50) с простой фактурой, рассчитанных на исполнение школьными, рабочими и др. любительскими коллективами (в 1916 основал хор в Морли-колледже, выступавший перед рабочей аудиторией). Соч.: 7 опер (из них 3 не окончены; все - одноактные), в т. ч. Савитри (1916, Лондон), Круглый дурак (The perfect fool, 1923, Лондон), В голове вепря (At the boar's head, пo «Генриху IV» Шекспира, 1924, Манчестер), Сказка о бродячем школяре (The tale of the wandering scholar, соч. 1929; 1934, Ливерпул); оперетты - Замок Лансдаун (Lansdown castle, 1893, Челтнем), Идея (The Idea, для детей, 1903, Лондон); балеты (в т. ч, с хором) Золотой гусь (The golden goose, 1926, Лондон), Утро года (The morning of the year, 1927, Лондон); для солиста, хора и орк. - хор. симфония (на сл. Дж. Китса, 1924), хор. фантазия (с органом, 1930); для орк. - Котсуолд-симфония (1900), симф. поэма Индра (1903), фугированная увертюра (1922), сюиты, в т. ч. Бени Мора (1910), Планеты (The planets, 7 пьес, 1914-16), Японская (Japanese suite, 1915), 2 песни без слов (Two songs without words, 1906), пьесы, в т. ч. Эгдонова пустошь (Egdon heath, по Т. Харди, 1927), прелюдия и скерцо Кузнец (Hammersmith, 1930); 3 сюиты для дух. орк. (1909, 1911, 1928); концерты с орк. - фугированный концерт для флейты, гобоя и струнных (1923), двойной концерт для 2 скр. (1929), Лирическое движение (Lyric movement, для альта и малого оркестра, 1934); камерно-инстр. ансамбли - терцет для флейты, гобоя и альта (1925), струн. квартет Фантазия (1916), дух. квинтет с фп. (1896), дух. квинтет (1903), фантастич. пьеса для гобоя и струнных (1896); хoры с орк. - Таинственный трубач (The mystic trumpeter, по У. Уитмену, 1904), Гимн Иисуса (Hymn of Jesus, для 2 хоров с орк., 1917), циклы хоров с орк. на сл. У. Шекспира, Г. Гейне, Т. Харди и др.; многогол. песни типа мадригалов (партсонги); пьесы для скр., для влч.; музыка к спектаклям драм. театра; обр. англ. нар. песен и музыки Г. Пёрселла к спектаклям драм. театра. Лит. соч.: Heirs and rebels. Letters written to each other and occasional writings of music, L.-N. Y., 1959 (совм. с Р. Воан-Уильямсом); Letters to W. G. Whittaker, Glasgow, 1974. |