ХОРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ - система графических знаков, выработанная для записи григорианского хорала. Первоначально григорианский хорал записывался невмами; древнейшие сохранившиеся записи григорианского пения относятся к 9 в. В дальнейшем невменное письмо эволюционировало: дифференцировались формы невм, уточнялись обозначения высоты звуков путём введения системы линий и ключей. Во 2-й пол. 12 в. во Франции (Парижская школа) и Италии появилась т. н. квадратная, или римская, нотация (nota quadrata, или nota romana), получившая своё название от квадратной формы её нот (; см. также образец хоральной нотации в ст. Нотопечатание, колонка 1039); в 13 в. она стала распространяться в др. странах Европы. В этой нотации высоту отдельных звуков определяет положение нот на системе 4 линий, снабжённой соответствующим ключом (т. н. диастематическая нотация, указывающая интервалы между соседними звуками). Именно эта система и подразумевается в 20 в. под термином «X. н.». Её графич. разновидность, бытовавшая в 14-15 вв. в Германии и Центр. Европе, - нем. готич. нотация, главный знак которой - virga в вертикальном положении и с характерным ромбич. уплотнением нотной головки: (нем. Hufnagelschrift - «подковные гвозди»). В хоральной нотации применяются 2 ключа - С и F; они могут быть помещены на любой линии, что позволяет обходиться без добавочных линий при большом диапазоне мелодии. Кроме основных невм - простых, состоящих из единичных нот, и составных, представляющих 2-, 3-, 4-нотные фигуры, в X. н. применялись также вспомогательные, определявшие специфич. характер исполнения, напр. плавно, вполголоса (liquescens, semivocalis). Они были предназначены для облегчения декламации некоторых часто встречающихся в церк. текстах слов (напр., angelus, inferni, mundi, hosanna), в которых последование 2 согласных создаёт артикуляционные трудности в хор. пении. Введение в этих случаях ликвесцентных невм создавало возможность разделения согласных слабо обозначенной гласной, напр. an(e)gelus, in(e)fer(e)ni. Др. вспомогат. знаки - строфические - применялись для обозначения специфич. исполнительского приёма, напоминающего вибрато или тремоло; они выступали и как одиночные знаки (apostroph), и в группе из 2 (bistropha) или 3 (tristropha) знаков. Сходную функцию выполняли также «квилизма» (quilisma), означающая исполнение интервала малой терции tremolo, и «тригон» (trigon), означающий исполнение 3 звуков в объёме полутона staccato, напр. e-f-e или h-c-h. Существует мнение, что некоторые из вспомогат. знаков, напр. quilisma и pressus, могли иметь определ. ритмическое и акцентное значение. Благодаря столь богатой и разнородной номенклатуре знаков X. н. была способна относительно точно передавать не только рисунок мелодии, но и её акцентно-артикуляционную структуру, а также способ исполнения. В эпоху средневековья X. н. применялась иногда для записи одногол. песен - cantigas, laude и др., в т. ч. и светских. Лит. см. при ст. Невмы, Нотное письмо. Т. Н. Дубравская. |