ХОТА (испан. jota) - испанский парный танец в трёхдольном метре. Восходит по крайней мере к 17 в., хотя под назв. «X.» впервые появляется в 1779 в тонадилье «Летние приключения» («Los pasajes del verano») П. Эстеве-и-Гримау. Генетически X. связана с культом Пиларской божьей матери - святой покровительницы Арагона - и с празднествами в её честь, что указывает на Арагон как район первонач. формирования X. В нач. 19 в. она распространилась по всему полуострову, проникла на Балеарские и Канарские острова и была завезена в Испан. Америку (в 1820 в Аргентину, в 1840 в Мексику, в 1847 в Перу). В 20 в. исследователи насчитывают на территории Испании до 100 разновидностей X. Классич. тип X. - арагонская. Она существует в трёх видах: как танец с пением, как самостоят. песня и как инстр. пьеса. Танцуют X. парами - мужчина и женщина друг против друга, в нац. костюмах, с кастаньетами (для арагонской X. используют особые кастаньеты - т. н. «пульгареты», звучащие сильнее и резче обычных). В танце может участвовать одновременно любое число пар. Арагонская X. - оживлённый, подвижный, энергичный танец. Аккомпанирует ему инстр. ансамбль «рондалья», в который входят гитары, гитарроны (гитара несколько меньшего размера, чем обычная), типле (гитара ещё меньшая, чем гитаррон) и бандуррии. На бандурриях исполняется мелодия танца, остальные инструменты ведут гармонич. голоса и подчёркивают метр и ритм. Полная арагонская X. (танец с пением) включает инстр. интродукцию («вариации», или «эстрибильо») и песенную строфу (коплу), исполняемую не участвующим в танце солистом (реже дуэтом). В арагонской X. используются только мажорные тональности и только гармонии I и V ступеней. Интродукция состоит из четырёх 8-тактовых периодов, каждый из которых повторяется. Начинается интродукция обязательными четырьмя аккордами тонического трезвучия, а завершается также стереотипной 4-тактовой кадансовой формулой на доминанте, служащей сигналом для вступления певца. Арагонская хота. Интродукция. Песенный раздел арагонской X. состоит из 7 муз. фраз по 4 такта каждая. Нечётные фразы строятся на доминантовой гармонии, чётные - на тонич. трезвучии. Строгое соблюдение традиционной формы требует, чтобы как чётные, так и нечётные фразы соответственно были мелодически идентичными (допускаются незначит. вариационные отклонения в 5-й и 7-й фразах). В качестве словесного текста в арагонской X. используется исключительно копла (четверостишие) с 8-сложными стихами (т. н. кастильский восьмисложник), которые исполняются в такой последовательности: сначала 2-й стих, за ним 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, затем ещё раз 4-й и в заключение снова 1-й; образуется строфа из 7 стихов соответственно 7 муз. фразам. В муз. плане копла контрастирует с интродукцией благодаря более умеренному темпу, более протяжённым мелодич. фразам, исполняемым, как правило, rubato, с длительным распеванием последних (неударных) слогов каждого стиха, что даёт возможность солисту продемонстрировать своё вокальное мастерство. Сам танец продолжается как во время интродукции, так и при пении коплы, но когда вступает певец, в рондалье звучат только гитары, поддерживающие аккордами вок. мелодию, а кастаньеты танцующих щёлкают приглушённо. Арагонская хота. Копла. Цифрами в кружке указаны стихи коплы. Перевод текста (цифры указывают последовательность исполнения стихов): Я шагал всю ночь до света (2,7) По дороге длинной, снежной (1,3) Только на тебя взглянуть, (4) Голос твой услышать нежный. (5,6) Описанный тип X. является классическим для Арагона, где X. издавна культивируется с особым энтузиазмом и является предметом нац. гордости. Во время осады наполеоновскими войсками Сарагосы (столицы Арагона) защитники города, бросаясь в бой, воодушевляли себя пением X. (сохранились многие относящиеся к этому времени X. героико-патриотич. содержания, в т. ч. знаменитая «Хота Пиларской девы» - «Jota de la Virgen del Pilar»). В Сарагосе существуют Муниципальная школа хоты (Escuela Municipal de Jota), общество «Друзья хоты» (Amigos de la Jota), проводятся конкурсы исполнителей X.; имена победителей начиная с 1894 заносятся в книгу гор. капитула. Почти в каждой пров. Испании имеется свой тип X. Наиболее близки к арагонским наваррские X., отличающиеся ещё более протяжёнными распеваниями отдельных слогов и применением миксолидийской VII ступени наряду с ионийской, что делает их мелодии особенно гибкими и красивыми, а также тем, что во время пения коплы танец прекращается; особенно сложной и изысканной структурой обладают те наваррские X., текст которых включает эстрибильо или многократные регулярные повторы отдельных слов (группы слов). Своеобразны валенсийские X., более сдержанные по сравнению с арагонскими и с заметным ориентальным колоритом, который придают им пышные мелизмы и большая ритмич. свобода вок. мелодии, а также подчёркнутые несовпадения метрич. акцентов и гармонич. модуляций в партии певца и в инстр. сопровождении; др. особенность валенсийской X. - периодич. отклонения в минорные тональности. Чередование мажора и минора не менее характерно для кастильской и эстремадурской X., которые в целом проще арагоно-наваррских; в частности, в них отсутствует длительное распевание слогов текста и редко соблюдается порядок чередования стихов коплы (вместо этого часто используется обычная копла с эстрибильо); в Кастилии изредка встречаются X., полностью выдержанные в миноре. Леонские X. используют «лад ми» (см. Фламенко). Наиболее далёкими родственниками X. являются балеарский копео (сорео) и Канарская иса (isa); собственно от X. в них сохраняются хореография, трёхдольный метр и подвижный темп, сама же музыка более похожа на быстрый вальс; вместо традиционной для X. коплы с 8-сложными стихами используются хореич. шестисложник (копео) и строфа сегидильи (иса). Кроме этих общих типов X. в разных районах Испании имеется множество индивидуальных X.: каталонская «Хота с ракетами» - виртуозный, почти акробатич. танец, в котором танцоры в определ. моменты бросают зажжённые ракеты; эстремадурская «Хота трёх», к-рую танцуют втроём - один мужчина и две женщины; X. «Пинарьега» в пров. Сеговия (Старая Кастилия), исполняемая раз в году во время местного церк. праздника; в ней участвуют одновременно тысячи танцующих пар. Помимо X., объединяющей в единое целое танец, пение и музыку рондальи, широко распространена X., представляющая собой самостоят. песню. Чаще всего в этой функции X. выступает как «ронда» (jota de ronda); так в Испании называют группу молодых людей, гуляющих с пением ночью по улицам села или городка, а также исполняемые ими песни - своеобразные серенады в честь избранного лица. По своей структуре X. де ронда ничем не отличается от коплы, исполняемой в полной X.; поёт один солист, аккомпанируют гитары и бандуррии. Есть аналогичные «Хота новобранцев» («Jota de quintos»), «Свадебная хота» («Jota de boda»). Известны X. в функции трудовых песен - напр. «Хота жнецов» («Jota de segadores»), особенно распространённая в Кастилии, «Хота сборщиков винограда» («Jota de uva») в Эстремадуре и др.; их поют непосредственно во время трудового процесса без инстр. сопровождения. X. нашла широкое отражение в творчестве испан. и заруб. композиторов. Классич. образцы претворения X. в проф. музыке - увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» Глинки, «Испанская рапсодия» для фп. Листа, финал балета «Треуголка» Фалья, его же «Хота» из вок. цикла «Семь испанских несен» и первая пьеса из фп. цикла «Четыре испанские пьесы» («Арагонская»). |