ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич [р. 28 V (10 VI) 1913, г. Елец] - советский композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1963). Герой Социалистич. Труда (1973). Чл. КПСС с 1947. Чл. Центр. ревизионной комиссии КПСС (с 1961). Кандидат в чл. ЦК КПСС (с 1976). Деп. Верх. Совета СССР 6-10-го созывов, деп. Верх. Совета РСФСР 3-5-го созывов. Пред. сов.-итал. парламентской группы Верх. Совета СССР (с 1970). В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина; учился также по классу фп. у Г. Г. Нейгауза. С 1961 преподаёт композицию в Моск. консерватории (с 1966 профессор). Среди учеников - В. А. Овчинников, А. В. Чайковский, Т. А. Чудова. Генеральный (с 1948), 1-й (с 1957) секретарь правления CК СССР. Президент Муз. секции Всес. общества культурной связи с заграницей (с 1949), Ассоциации муз. деятелей Союза сов. обществ дружбы с зарубежными странами (с 1975). Чл. Сов. комитета защиты мира (с 1948). Руководитель Оргкомитета Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (с 1978), чл. жюри мн. исполнительских конкурсов. Пред. Оргкомитета 1-го Междунар. муз. фестиваля в СССР (1981). Почётный чл. Итал. Тиберийской академии (1976), член-корр. Нем. академии искусств (ГДР, 1978). Ленинская пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946, 1952, 1967), Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1979). Пр. Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (1977). Центр. место в творчестве X. занимают симф. музыка и соч. для муз. театра. Ещё в студенч. годы X. создал значит. самобытные соч., среди которых концерт для фп. с оркестром и 1-я симфония. Во 2-й пол. 1930-х гг. X. выдвинулся в число ведущих представителей сов. музыки, ярко и рельефно воплотив в своих крупных произв. важнейшие события современности. Этапным явлением в сов. муз. культуре стала опера X. «В бурю» (пост. 1939) - один из первых успешных опытов претворения в музыке революц. темы; в этом соч. впервые на оперной сцене среди др. действующих лиц был воплощён образ В. И. Ленина. Воссоздавая события революц. поры, раскрывая сложные судьбы рус. крестьянства, X. опирался на мелодич. материал крестьянского и городского фольклора. Опера прочно вошла в репертуар сов. и заруб. муз. театров. Позже X. вновь обратился к теме революции в опере «Мать» (по М. Горькому, пост. 1957), где в широком эпич. плане разработал интонационный материал гор. фольклора, революц. песни. Поиски композитора в области синтетич. муз. театра нашли претворение в остросюжетной муз. «хронике» «Белая ночь» (пост. 1967), также посв. событиям революц. эпохи. Перу композитора принадлежит и один из лучших образцов сов. комич. оперы - «Фрол Скобеев» (пост. 1947; 2-я ред. под назв. «Безродный зять»), лит. основу которой составил сюжет рус. повести 17 в. Произв. проникнуто рус. нац. колоритом, отмечено точностью жанровых характеристик, портретной меткостью муз. образов. Своими балетами «Любовью за любовь» (пост. 1976) и «Гусарская баллада» (пост. 1979) X. внёс значит. вклад в сов. хореографич. искусство. Для детской аудитории композитором созданы опера «Мальчик-великан» (пост. 1969), балет «Наш двор» (пост. 1970), ряд фп. пьес. X. обогатил жанр симфонии и инстр. концерта. Крупным достижением стали его 2-я симфония (1942), запечатлевшая события воен. лет, а также инструментальные концерты - 2 для скрипки (1959, 1975), для виолончели (1964) и 2-й концерт для фп. с оркестром, в которых наряду с присущей автору внутр. энергией, лиризмом и мелодич. красотой выступили новые в творчестве X. черты - смелые колористические сопоставления, применение широкого диапазона современных выразительных приёмов. X. плодотворно работает для драм. театра, кино и телевидения. К удачам композитора принадлежит музыка к спектаклям «Много шума из ничего» Шекспира (1936), «Дон Кихот» Булгакова по М. Сервантесу (1941), а также к комедии «Давным-давно» Гладкова (1942). Многие вок. номера из музыки X. к спектаклям, кино- и телефильмам («Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идёт на восток», «Верные друзья», «Руслан и Людмила», «Дуэнья», «Время выбрало нас»), а также лучшие лирич. песни X. приобрели широкую популярность благодаря ясной мелодике и искренности выражения. X. выступает как пианист, исполнитель собственных соч. в крупнейших городах СССР и зарубежных стран. Автор статей, посв. различным проблемам развития советской музыки, творчеству классиков и современных авторов. Соч.: оперы - В бурю (по роману «Одиночество» Вирты, 1939, Моск. муз. театр им. Вл. И. Немировича-Данченко; 2-я ред. 1952, Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), Фрол Скобеев (1950, Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 2-я ред. под назв. Безродный зять, 1967, там же), Мать (по одноим. роману М. Горького, 1957, Большой театр), опера-сказка для детей Мальчик-великан (1969, Моск. детский муз. театр), комич. опера Много шума из-за… сердец (по комедии «Много шума из ничего» Шекспира, 1972, Моск. муз. камерный театр); балеты - Наш двор (1970, Большой театр), Любовью за любовь (на сюжет комедии «Много шума из ничего» Шекспира, 1976, там же), Гусарская баллада (на сюжет комедии «Давным-давно» Гладкова, 1979, Ленингр. театр оперы и балета им. С. М. Кирова); оперетты - Сто чертей и одна девушка (1963, Моск. театр оперетты), Белая ночь (1967, там же); для орк. - симфонии (1935; 1942, 2-я ред. 1944; 1974), симф. сюиты из музыки к спектаклям - «Мик» (1934), «Много шума из ничего» (1936), «Дон Кихот» (1940); концерты для инструментов с орк. - 2 для фп. (1933; 1972, Ленинская пр., 1974), 2 для скр. (1959, Гос. пр. СССР, 1967; 1975, Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки, 1979), для влч. (1964; Гос. пр. СССР, 1967); для фп. - 5 пьес (1933), 3 пьесы (1935); 3 пьесы для скр. и фп. (1978); 3 поэмы для хора без сопр. на стихи Н. А. Некрасова (1971); для хора с сопр. - Есть на севере хороший городок (сл. В. М. Гусева, 1942), Уральцы бьются здорово (сл. А. Л. Барто, 1942) и др.; для голоса с фп. - 3 романса на стихи А. С. Пушкина (1935), Берёзка (сл. С. А. Есенина, 1935), Песня о московской девушке, Песня о дружбе (обе на сл. Барто, 1941), Серенада (сл. П. Г. Антокольского, 1941), Прощание (сл. Б. Кравченко, 1942), Новогодняя песня (сл. Гусева, 1942), 5 песен на стихи Р. Бёрнса в пер. С. Я. Маршака (1944), Песня о песне (сл. В. Тихонова, 1944), Поезд идёт всё быстрей (сл. А. А. Коваленкова, 1947), Студенческая (сл. М. А. Светлова, 1947), Лодочка, Мы вам расскажем, Что так сердце растревожено, Песенка верных друзей (все на сл. М. Л. Матусовского, 1954), Московские окна (сл. Матусовского, 1962) и др.; музыка к спектаклям драм, театров - «Мик» Шестакова (1934, Моск. театр для детей), «Много шума из ничего» Шекспира (1936, Т-р им. Е. Б. Вахтангова, Москва), «Без вины виноватые» A. H. Островского (1937, там же), «Шёл солдат с фронта» Катаева («Я сын трудового народа», 1938, там же), «Романтики» Ростана (1940, Центр. детский театр, Москва), «Дон Кихот» Булгакова (по М. Сервантесу, 1941, Т-р им. Е. Б. Вахтангова), «Давным-давно» Гладкова (1942, Центр. театр Красной Армии, Москва) и др.; музыка к кинофильмам - «Свинарка и пастух» (1941, Гос. пр. СССР, 1942), «В шесть часов вечера после войны» (1944, Гос. пр. СССР, 1946), «Поезд идёт на восток» (1947), «Донецкие шахтёры» (1951; Гос. пр. СССР, 1952), «Верные друзья» (1954), «Капитанская дочка» (1958), «Гусарская баллада» (1962), «Пароль не нужен» (1964), «Руслан и Людмила» (1972); музыка к телефильмам - «Дуэнья» (1978), «Время выбрало нас» (1979). |