ХРИСТОВ Борис Кирилов (р. 18 V 1914, Пловдив) - болгарский певец (бас). Нар. арт. НРБ (1975). Окончил юридич. ф-т Софийского университета. Участвовал в студенч. академич. хоре и самодеят. нар. хоре «Гусла». Решил стать проф. певцом, побывав на концерте Ф. И. Шаляпина в Софии в 1934. В 1942 учился у Р. Страччари в Италии, где дебютировал как оперный певец в 1945 (в г. Реджо-ди-Калабрия; партия Коллена, «Богема»). С 1946 солист оперных театров в Риме, Триесте, Милане («Ла Скала») и др. городах. Один из известнейших певцов мира, X. выступает в крупнейших оперных театрах разных стран (с 1952), участвует в муз. фестивалях. Огромную популярность X. Принесли грамзаписи его исп. (в серии «Знаменитые певцы», с маркой «Хиз мастерс войс»). Обладает голосом красивого тембра. Особенно близок ему рус. репертуар; традиции исполнит. искусства Шаляпина он сочетает с приёмами итал. стиля бельканто. За исп. партий Бориса Годунова, Пимена, Варлаама («Борис Годунов») X. получил 1-ю пр. Франц. академии. Среди др. партий - Кончак и Галицкий, Филипп II; Гомец да Сильва («Эрнани»), Черевик («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Собакин («Царская невеста»), Досифей, Сусанин; Банко («Макбет» Верди), Мефистофель («Мефистофель» Бойто), Дон Кихот («Дон Кихот» Ж. Массне), Моисей («Моисей» Россини). В свои конц. программы включает много рус. нар. песен и романсов русский композиторов (имеются грамзаписи его исп. рус. нар. песен и песен М. П. Мусоргского). ХРИСТОВ Добри Иванов (14 XII 1875, Варна - 23 I 1941, София) - болгарский композитор, хор. дирижёр, муз. теоретик и педагог. Чл. Болг. АН (1929). Учился у А. Дворжака в Пражской консерватории (1900-03), с 1903 преподавал и руководил муз. самодеятельностью в Варне. С 1907 работал в Софии. Со времени основания Болгарского оперного т-ва (в 1908; с 1921 - Софийская нар. опера) работал оперным хормейстером, одноврем. (с 1912) преподавал в Гос. муз. училище (в 1918-20 директор), в 1922-33 профессор композиции Гос. муз. академии. В 1930-е гг. X. дирижировал рабочим хором им. Г. Киркова, для которого осуществил хоровую редакцию «Интернационала» и написал ряд ставших популярными массовых пролет. песен, в т. ч. хор. марш «Красное знамя» («Червено знаме»). Руководил также церк. хорами, в т. ч. крупнейшим хором собора Александра Невского (с 1935), в котором исполнялась «Златоустова литургия» и др. крупные духовные хор. произв. X., созданные им на основе древнеболг. церк. напевов. Своими хор. соч. X. заложил основы проф. песенного творчества в Болгарии и создал предпосылки для развития нац. стиля в болг. музыке. Нац. особенности проявились в его орк. соч. (гл. обр. в тематич. разработке), для которых характерна программность (увертюра «Ивайло» на историч. сюжет). Самобытными нац. чертами отличаются и его хор. сюиты («венки»), состоящие из ряда чередующихся по принципу контраста нар. песен. X. собирал, исследовал и обрабатывал болг. нар. песни, особенно мелодии бессарабских и др. болгар, живущих за пределами Болгарии, и муз. фольклор разл. балканских народов (сборники обр. для хора «Балканские песни», 1912; 66 македонских песен, 1928). Мелодии мн. нар. песен, обработанных X. (как и темы его оригинальных лирич. сольных песен), используют в своей инстр. музыке совр. болг. композиторы, в т. ч. М. Големинов, П. Владигеров. X. принадлежат многочисл. детские песни [изданы сборники «Родничок поёт» («Изворчето пее»), 375 песен для дома и школы, 1936, и др.], инструктивные работы и статьи по муз. педагогике, в которых он отстаивал необходимость нац. муз. воспитания детей с раннего возраста. Первый болг. муз. теоретик, X. дал научное объяснение характерным метроритмич. особенностям болг. нар. песен и танцев, обосновал закономерности сложных неравнодольных размеров, сочетания симметричных и несимметричных структур, использование трёхчастной безрепризной формы типа А-В-С. Соч.: для орк.- Балканские сюиты (1903, 1916), драм. увертюра Ивайло (1906), Тутраканская эпопея (1917); фуга на болг. нар. тему Дафинка для хора и струн. орк. (1933); фп. концерт; для хора - баллада Добринка и Солнце (1931), литургии (1925, 1934), ок. 50 хор. песен; циклы песен с фп., в т. ч. Холостяцкие песни («Бекярски песни»). Лит. соч.: Ритмичните основи на народната ни музика, в кн.: Сборник за народни умотворения и народопис, кн. 27, София, 1913; Техническит строеж на българската народна музика, София, 1928, 1956 (рус. пер. - Теоретические основы болгарской народной музыки, М., 1959). |