ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, двенадцатиступенная система, расширенная тональность, - система тональной гармонии, допускающая в пределах данной тональности аккорд любой структуры на каждой из двенадцати ступеней хроматич. гаммы. Специфическими для X. с. являются ступени, не входящие ни в диатонич., ни в мажоро-минорную системы (см. Диатоника, Мажоро-минор) и не являющиеся в них гармониями субсистем (отклонений); в примере помечены чёрными нотами: Образец применения гармонии из X. с: С. С. Прокофьев. «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), картина 1. (Аккорд X. с. нII функционально замещает здесь DV по принципу тритоновой замены.) Гармонии X. с. обладают большой яркостью и красочностью звучания. Различают два осн. типа X. с. - с сохранением моноладовой основы (хроматич. мажор или хроматич. минор; в соч. С. С. Прокофьева) и с отказом от неё (хроматич. тональность без указания лада; у П. Хиндемита). Системы обоих типов применяются как с центром в виде консонир. созвучия (см. пример выше; также фугу in С из «Ludus tonalis» Хиндемита), так и с диссонир. центром (гл. тема «Великой священной пляски» из «Весны священной» И. Ф. Стравинского; гл. тема 2-й части «Лирической сюиты» Берга). Отд. проявления X. с. обнаруживаются уже в музыке 19 в. (А. П. Бородин, заключит. каданс «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь»: HV-I), но наиболее типична она для тональной музыки 20 в. (Д. Д. Шостакович, Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, Р. С. Леденёв, Б. Барток, А. Шёнберг, А. Веберн и др.). В муз. науке идея X. с. была выдвинута С. И. Танеевым (1880, 1909) и Б. Л. Яворским (1908). Термин «хроматическая тональность» применил Шёнберг (1911). Совр. трактовка X. с. дана В. М. Беляевым (1930). Подробно теория X. с. разработана в 60-е гг. 20 в. (М. Скорик, С. М. Слонимский, M. E. Тараканов и др.). |