ХУКБАЛЬД, Гукбальд (лат. Hucbaldus, Ubaldus, Hubaldus, Hugbaldus, Uchubaldus и др.) (ок. 840, диоцез Турне - вероятно, 20 VI 930, Сент-Аман) - фламандский монах-бенедиктинец, церк. писатель-агиограф и муз. теоретик. Учился в монастыре Эльноненсе в Сент-Амане у своего дяди Мило, затем в Невере и Сен-Жермен-д'Осере (вместе с Реми д'Осером). После смерти дяди руководил певч. школой в Сент-Амане (до 883). Основал школу в Сен-Бертене (Сент-Омер), затем открыл (также совм. с Реми д'Осером) школу в Реймсе (893), преподавал. Ок. 905 (не позднее) вернулся в Сент-Аман, где в последние годы жизни занимался лит. деятельностью. Его хроники сент-аманского аббатства и особенно муз.-теоретич. Трактаты, опубликованные в собрании M. Герберта («Scriptores…», t. 1, 1784), создали X. славу крупнейшего муз. теоретика эпохи «Каролингского возрождения», периода между временем деятельности Боэция (6 в.) и Гвидо д'Ареццо (1-я пол. 11 в.). Однако впоследствии было доказано, что почти все муз.-теоретич. работы, до кон. 19 в. приписывавшиеся X., в действительности не являются его трудами (исследование X. Мюллера, 1884). Таковы муз.-теоретич. трактаты - «Учебник музыки», «Быстрое и верное разделение монохорда в диатоническом роде», «Иная музыка», «Об измерениях органных труб», «О взвешивании кимвал», «О ладах», «О пяти консонансах», «Руководство к комментариям», «Краткое напоминание о тонах и псалмовых мелодиях», «Об органуме». Среди работ, автором которых был несомненно X., большинство составляют агиографич. соч., в т. ч. посв. императору Карлу Лысому («Ad Carolum Calvum»). Из муз. трактатов единственный подлинный труд X. - «О гармоническом учении» («De harmonica institutione», изд. Гербертом, t. 1, р. 104а-122а), в котором он опирается на учение Боэция (приспособляемое к систематике совр. X. церк. пения); в частности, X. предлагает своеобразную буквенную звуковысотную нотацию: (см. с. 115-121 трактата). В терминологии трактата сказывается знакомство X. с органумом (в определении консонанса в этом смысле упоминается термин organizatio, с. 107а). Из числа приписывавшихся X. трактатов историч. значение имеет «Учебник музыки» («Musica enchiriadis», Gerbert, t. 1, p. 152-73), принадлежащий псевдо-Х. (аноним, 2-я пол. или сер. 9 в.). В нём приводятся первые дошедшие до нас достоверные партитуры многоголосных муз. соч. («Tu patris», p. 163-66 и 171, см. Органум, «Rex coeli», p. 169 и др.), излагается начальная теория органума (в частности, устанавливаются функции голосов органума - principalis и organalis, p. 169 и др.), даётся оригинальная система нотации (с. 152-55 и др.), фиксируется один из монодич. звукорядов внеоктавной (квинтовой) структуры, т. н. гамма «Дасиа» (с. 153-54 трактата; см. также Riemann, 1898, S. 35; ср. со звукорядом «дасиа» в ст. Звуковая система). Система знаков муз. нотации: Образец нотации X.: Трактат о церк. ладах «Alia musica» примечателен тем, что в нем впервые фиксируются уже закрепившиеся в практике новые звукоряды под античными назв. ладов - дорийский (d-d1; с. 127а), фригийский (е-е1) и т. д. (см. Средневековые лады); в этом значении соответствующие термины применяются и ныне. Лит. соч.: I. Подлинное: De harmonica mstituzione (в изд Gerbert M., Scriptores ecclesiastici, t. 1, San Blasianis, 1784, Hildesheim, 1963, p. 104a-122a; Migne J. P., Patrologia latina, t. 132, R. 1853, 905/6-926). II. Приписываемые Х. (псевдо-Х., анонимные): De cita et veia divisio monochordi in diatomeo genere; Alia musica; De mensuris organicarum fistularum; De cymbalorum pondenbus; De modis; De quinque symphomis; Musica enchiriadis; Scholia enchiriadis; Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis (вcе в изд.: Gerbert M., Scriptores eccle-siastici…, t. 1, San Blasianis, 1784, Hildesheim, 1963, p. 122a-129; Migne J. P., Patrologia latina, там же, р. 926-1041/2); De organo, в изд.: Coussemaker E. de, Seriptorum demusica…, t. 2, P., 1867, Hildesheim, 1963, p. 74-78. Муз. соч.: Глория-троп «Quem vere pia laus», оффиции - Андрею, Петру, Теодориху. |