ХУМПЕРДИНК (Humperdinck) Энгельберт (1 IX 1854, Зигбург, близ Бонна - 27 IX 1921, Нёйстрелиц, похоронен в Штансдорфе, близ Берлина) - немецкий композитор и дирижёр. В детстве обучался игре на фп. В 1867 написал зингшпили «Жемчужина» («Perla») и «Клаудина фон Вилла Белла» (по И. В. Гёте). С 1869 пел в церк. хоре в Падерборне. В 1872-76 учился в Кёльнской консерватории у Ф. Хиллера, Г. Йенсена и Ф. Гернсхайма (гармония и композиция), а также у И. Зейса, Ф. Мертке и Ф. Вебера (фп. и орган); в 1877-1879 - в мюнхенской Корол. муз. школе у Й. Рейябергера (контрапункт, композиция). Брал также частные уроки у Ф. Лахнера. В качестве лауреата пр. Мендельсона жил в Италии (1879, Рим). В 1880-82 ассистент Р. Вагнера в Байрёйтском театре (принимал участие в подготовке премьеры оперы «Парсифаль»). В 1882 жил в Риме, Париже, в 1883 - в Испании, Марокко, изучал араб. музыку, под влиянием которой написал оркестровую сюиту (позже переработана в «Мавританскую рапсодию»). В 1883-85 капельмейстер Кёльнского гос. театра. В 1887-88 сотрудничал как муз. критик в боннской газете, с 1890 - в газете Франкфурта-на-Майне. В 1889-90 выступал как дирижёр. В 1885-87 преподавал композицию в Барселонской консерватории, с 1890 - в консерватории во Франкфурте-на-Майне. В 1900-20 проф. берлинской Высшей школы музыки (композиция). Среди его учеников - К. Вейль. Почётный чл. муз. академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1914). X. - последователь муз.-драм. принципов Р. Вагнера. Получил известность как автор хор. баллад и детских опер. Особую популярность приобрела опера «Гензель и Гретель» (1890, по мотивам одноим. сказки братьев Гримм), к-рая шла под упр. Р. Штрауса, Ф. Вейнгартнера, Г. Малера и др., ставилась в Каире, Токио, городах Сев. и Юж. Америки, Австрии; в России - под назв. «Ваня и Маша». Соч.: оперы - Гензель и Гретель (1893, Нац. театр, Веймар), Семеро козлят (Die sieben Geiβlein, 1895, Берлин, Шиллер-театр, в сопровождении фп.), Королевские дети (Кцnigskinder, мелодрама, 1897, Нац. театр, Мюнхен; 2-я ред. - опера, 1910, театр «Метрополитен-опера», Нью-Йорк), Спящая красавица (Dornröschen, 1902, Городской театр Франкфурт-на-Майне), Брак поневоле (Die Heirat wider Willen, по пьесе А. Дюма-сына, 1905, Городская опера, Берлин), Маркитанка (Die Marketenderin, 1914, Городской театр, Кёльн), Гаудеамус (сцены из нем. студенческой жизни, 1919, Гос. театр, Дармштадт; пантомима - Чудо (Das Wunder, The Miracle, 1911, театр «Олимпия», Лондон); для солистов, хора и орк.- баллада Паломничество в Кевлар (Die Wallfahrt nach Кevelaar, сл. Г. Гейне, 1878, 2-я ред. 1886); для хора с орк. - баллада Счастье в раю (Das Glück von Edenhall, сл. Л. Уланда, 1879, 2-я ред. 1883), Чудесное время (Die wunderschöne Zeit, сл. Г. Хумпердинка, 1875), Я весной расстаюсь с любимым (DaЯ ich im Lenz vom Lieben scheide, слова его же, 1877); для орк. - Шествие Диониса (Der Zug des Dionysos, 1880, увертюра из музыки к пьесе «Лягушки» Аристофана), Мавританская рапсодия (Maurische Rhapsodie, 1898), Юмореска (1880); камерно-инстр. ансамбли - ноктюрн для скр. и фп.; струн. квартет (1920), соната для 4 скр.;фп квинтет (1875); для хора с фп.- Осенью (Im Herbste, сл. Г. Хумпердинка, 1878, 2-я ред. 1885); для хора a cappella - Прощание (Abschied, сл. Г.Ибсена, 1893); для голоса с фп. - песни на сл. Л. Уланда, И. Эйхендорфа и др.; музыка к спектаклям драм. театра - «Саламейский алькальд» Кальдерона (1883, Гор. театр, Кёльн), «Венецианский купец» (1905, Нем. театр, Берлин), «Зимняя сказка» (1906, там же) Шекспира, «Лизистрата» Аристофана (1908, Камерный театр, Берлин), «Синяя птица» Метерлинка (1912, Нем. театр, Берлин). |