ИБЕР (Ibert) Жак (15 VIII 1890, Париж - 5 II 1962, там же) - французский композитор. Член Ин-та Франции (1956). В 1911-14 занимался в Парижской консерватории у Э. Пессара (гармония), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), П. Видаля и Г. Форе (композиция). Во время 1-й мировой войны 1914-18 около трёх лет находился на фронте. В 1919 окончил Парижскую консерваторию; получил Рим. пр. (за кантату «Поэт и фея»). В 1920-23 жил в Италии, путешествовал по Испании, Тунису. Уже первые крупные соч., в т.ч. 3 симф. картины «Гавани» (1922), симф. поэма «Баллада о Редингской тюрьме» (по О. Уайльду, 1922), балет «Встречи» (1925), опера «Анжелика» (1927), принесли композитору признание. В 1937-55 директор Франц. академии (Вилла Медичи) в Риме. В 1955-56 рук. Нац. объединения франц. оперных театров. В творчестве И. сочетаются неоклассич. и импрессионистские элементы: ясность и стройность формы, мелодич. свобода, гибкая ритмика, красочность инструментовки. И. - мастер муз. дивертисмента, лёгкой шутки. Соч.: оперы - Персей и Андромеда (Persee et Andromede, ou Le plus heureux des trois, 1923 пост. 1929, театр «Гранд-Опера», Париж), Гонзаго (1929, Монте-Карло; 1935, театр «Опера комик», Париж), Король Ивето (1930, театр «Опера комик», Париж), Орлёнок (L'Aiglon, по одноим. пьесе Э. Ростана, совм. с А. Онеггером, 1937, Монте-Карло); балеты - Встречи (Les Rencontres, партитура создана на основе фп. сюиты, 1925, театр «Гранд-Опера», Париж), Диана де Пуатье (хореография М. Фокина, 1934, там же), Любовные похождения Юпитера (Les Amours de Jupiter, 1946, «Т-р Елисейских полей», Париж), Странствующий рыцарь (Le Chevalier errant, по «Дон-Кихоту» Сервантеса, использована музыка из фильма «Дон-Кихот», хореография С. Лифаря, 1950, театр «Гранд-Опера», Париж), Триумф целомудрия (Le Triomphe de la puretй, 1955, Чикаго); оперетта - Малютки Кардиналь (Les Petites Cardinal, совм. с Онеггером, 1938, театр «Буфф-Паризьен», Париж); для солистов, хора и орк. - кантата (1919), Елизаветинская сюита (Suite Elisabethaine, 1944); для орк. - Рождество в Пикардии (Noel en Picardie, 1914), Гавани (Escales, 3 симф. картины: Рим - Палермо, Тунис - Нефия, Валенсия, 1922), Феерическое скерцо (1925), Дивертисмент (1930), сюита Париж (1932), Праздничная увертюра (Ouverture de fete, 1942), Вакханалия (1956); для инструмента с орк. - Концертная симфония (для гобоя и струнных, 1948), концерты (для флейты, 1934; для влч. и духовых, 1925), Камерное концертино (для саксофона, 1935); камерно-инстр. ансамбли - трио (для скр., влч. и арфы, 1940), струн. квартет (1943), квинтет духовых и др.; пьесы для фп., органа, гитары; песни; му-зыка к спектаклям драм. театра - «Соломенная шляпка» Лабиша (1929), «14 июля» Роллана (совм. с др. франц. композиторами, 1936), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1942) и др.; музыка к фильмам, в т.ч. Дон-Кихот (с участием Ф. И. Шаляпина); музыка к радиопостановкам - Трагедия доктора Фауста (1942), Синяя Борода (1943) и др. |