ИДАЛЬГО (Hidalgo) Хуан [1612, Мадрид (?) - 31 III 1685, там же] - испанский композитор. В 1631-1685 арфист Королевской капеллы в Мадриде, играл также на сконструированном им инструменте, т.н. клавиарфе. Создал ряд сарсуэл на тексты П. Кальдерона. И. - автор одной из первых испан. опер «Одним лишь взором ревность убивает» («Celos aun del aire matan», 1660, Мадрид). Др. муз. сценич. произв. сохранились лишь в фрагментах - «Пурпур розы» («La purpura de la rosa», 1660), «И амур не свободен от любви» («Ni Amor se libra de amor», 1662), музыка к пьесам «Небеса создают звёзды» («Los celos hacen estrellas», 1662) X. Велеса, «Судьба и ссора Леонида и Марфизы» («Hado y divisa de Leonido y de Marfisa», 1680) Кальдерона. Оперы И. близки итал. опере 17 в. Был известен и своими вокальными сочинениями, в т.ч. духовными песнями (вокальные циклы «Тоны человеческие» - «Tonos Humanos», «Тоны божественные» - «Tonos Divinos»); мн. вок. и многогол. орк. произв. остались в рукоп. ИДАЛЬГО (Hidalgo) Эльвира де (р. 27 XII 1892, Вальдерробрес, Теруэль) - испанская певица (колоратурное сопрано). Ученица К. Бардальбы и М. Видаля. Дебютировала в 1908 в партии Розины (лучшая партия И.) в Неаполе (т-р «Сан-Карло»), затем пела в Париже (т-р Сары Бернар). В 1910-26 гастролировала на оперных сценах крупнейших театров мира (в Нью-Йорке, Риме, Барселоне, Париже, Буэнос-Айресе, Милане, Лондоне и др.). В 1913 выступала в Петербурге. Оставила сцену в 1936. С 1936 жила в Афинах. Преподавала в 1940-47 в Афинской консерватории. Среди учеников - М. Каллас. В 1949-59 профессор консерватории в Анкаре. С 1959 живёт в Милане. И. - одна из выдающихся испан. оперных артисток 1-й пол. 20 в. Её исп. отличалось лиризмом, мягкой и тонкой виртуозной вок. техникой. Партии: Линда, Лючия, Норина, Адина («Линда ди Шамуни», «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток», «Дон Паскуале» Доницетти), Алина, Эльвира («Сомнамбула», «Пуритане» Беллини), Манон («Манон» Массне), Офелия, Миньон («Гамлет», «Миньон» Тома), Виолетта, Джильда, Травиата и др. |