ИКОНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. eixon - изображение и grapo - пишу) - описание, изучение и систематизация художеств. изображений и фотоснимков музыкантов (композиторов, исполнителей) и муз. инструментов, а также воплощений муз. сюжетов в произв. живописи, графики, в художеств, миниатюре, скульптуре, керамике и т.п. И. м. - вспомогат. отрасль музыковедения. Различают персональную и общую И. м. Персональная И. м. ставит своей задачей критич. отбор и систематизацию изобразит. материала, относящегося к биографии данного композитора или исполнителя, с целью восстановления обстановки жизни, быта, в которых протекало и формировалось его творчество. Общая И. м. занимается собиранием и описанием изобразит. материала, относящегося к муз.-исполнительской практике разл. история, эпох и связанной с ней историей муз. быта и муз. инструментария. Этот вид И. м. играет особо важную роль в муз. инструментоведении, сравнит. музыковедении и муз. этнографии. И. м. нередко представляет единств. надёжный документальный источник, позволяющий восстановить общую картину и особенности обстановки, в которой протекало сольное и ансамблевое музицирование в условиях разд. историч. эпох, даёт возможность установить типич. особенности внешнего вида, конструкции и способа держания муз. инструментов. Большой изобразит. материал подобного рода содержится в старинных теоретич. трактатах, муз. руководствах, инстр. школах, на титульных листах старинных нотных изданий. Одним из ценных источников И. м. является карикатура. Именно на карикатурах, хотя и в преувеличенном, а порой и в гротесковом виде, запечатлены наиболее характерные, бросавшиеся в глаза черты личности музыканта, особенности обстановки музицирования, способов звукоизвлечения на инструменте или типич. манеры дирижирования и т.п. При изучении муз. культуры отдалённых эпох важным источником И. м. являются наскальные рисунки, относящиеся ещё к временам первобытной культуры, и обнаруженные во время археологич. раскопок предметы быта с изображением муз. инструментов, ритуальных церемоний с участием музыкантов. Богатые иконографич. материалы для изучения др.-рус. муз. культуры представляют миниатюры в летописных сводах, церк. фрески, нар. лубочные картинки. Задача И. м. как вспомогат. отрасли музыковедения заключается в систематизации и каталогизации источников И. м., исследовании и анализе изобразит. материала, в определении, на основе критич. сопоставления разл. источников, степени его достоверности, в описании собраний и коллекций муз. инструментов. Одновременно разрабатывается методика «изобразительной» истории муз. искусства (т.н. «История музыки в изображениях»). В этом аспекте И. м. близко соприкасается с общей историей художеств. культуры. Один из видов изданий, относящихся к И. м., - альбомы, в которых воспроизводится и аннотируется иконографич. материал по той или иной музыкально-историч. теме. Осуществляются и издания подобного типа, воспроизводящие иконографический материал по всей истории муз. искусства. Первым опытом И. м. явился труд нем. лексикографа Э. Л. Гербера, опубликовавшего в 1783 в журн. «Magazine der Musik» иконографию музыкантов. Позднее с дополнениями он издал её в виде аннотированного каталога гравюр, картин, рисунков и скульптур известных музыкантов (композиторов, теоретиков, исполнителей), составившего приложение к его словарю «Историко-биографический лексикон музыкантов» «Historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler», TI 1-2, Lpz., 1790-92). Значит. развитие И. м. получила с нач. 20 в. в зарубежном, особенно нем., музыковедении. В России первые работы в области И. м. принадлежат H. P. Финдейзену. Ряд важных публикаций по И. м. осуществлён в СССР. Однако в современной И. м. детально разработаны лишь отдельные её области. |