ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ - отрасль музыковедения, занимающаяся изучением происхождения и развития инструментов, их конструкции, тембровых и акустич. свойств и муз.-выразит. возможностей, а также классификацией инструментов. И. тесно связано с муз. фольклористикой, этнографией, технологией производства инструментов и акустикой. Различают два обширных раздела И. Объектом одного из них являются нар. муз. инструменты, другого - т.н. профессиональные, входящие в состав симф., дух. и эстр. оркестров, разл. камерных ансамблей и применяющиеся самостоятельно. Существует два принципиально разл. метода исследования инструментов - музыковедческий и органологический (органографический). Представители первого метода рассматривают инструменты как средство воспроизведения музыки и изучают их в неразрывной связи с муз. творчеством и исполнительством. Сторонники второго метода сосредоточивают внимание на конструкции инструмента и её эволюции. Элементы И. - первые изображения инструментов и их описания - зародились ещё до н.э. у народов Др. Востока - в Египте, Индии, Иране, Китае. В Китае и Индии сложились и ранние формы систематизации муз. инструментов. Согласно кит. системе, инструменты подразделялись на 8 классов в зависимости от материала, из которого они изготовлялись: каменные, металлические, медные, деревянные, кожаные, тыквенные, земляные (глиняные) и шёлковые. Инд. система делила инструменты на 4 группы исходя из их устройства и способа возбуждения звуковых колебаний. Сведения о др.-вост. инструментарии существенно пополнили учёные, поэты и музыканты средневековья: Абу Наср аль-Фараби (8-9 вв.), автор «Большого трактата о музыке» («Китаб аль-мусики аль-кабир»), Ибн Сина (Авиценна) (9-10 вв.), Гянджеви Низами (11-12 вв.), Алишер Навои (14-15 вв.), а также авторы многочисл. трактатов о музыке - Дервиш Али (17 в.) и др. Самое раннее европ. описание муз. инструментов принадлежит др.-греч. учёному Аристиду Квинтилиану (3 в. до н.э.). Первые спец. труды по И. появились в 16-17 вв. в Германии - «Музыка извлечённая и изложенная по-немецки» («Musica getutscht und ausgezogen… «) Себастьяна Фирдунга (2-я пол. 15 - нач. 16 вв.), «Немецкая инструментальная музыка» («Musica Instrumentalis deudsch») Мартина Агриколы (1486-1556) и «Свод музыкальных знаний» («Syntagma musicium») Михаэля Преториуса (1571-1621). Эти сочинения представляют собой ценнейшие источники сведений о европ. муз. инструментах того времени. В них сообщается об устройстве инструментов, способах игры на них, применении инструментов в сольной, ансамблевой и орк. практике и т.д., приводятся их изображения. Большое значение для развития И. имели работы крупнейшего белы. муз. писателя Ф. Ж. Фетиса (1784-1871). Его книга «La musique mise а la portee de tout le monde» (1830), содержащая описание мн. муз. инструментов, в 1833 была опубликована в рус. переводе под названием «Музыка, понятная для всех». Видную роль в изучении муз. инструментов разл. стран сыграла «Энциклопедия музыки» («Encyclopedie de la musique et Dictionnaire du Conservatoire») известного франц. муз. теоретика А. Лавиньяка (1846-1916). Ранние сведения о вост.-слав. (русских) муз. инструментах содержатся в летописях, административно-духовной и агиографич. (житийной) литературе 11 в. и позднейшего времени. Отрывочные упоминания о них встречаются у визант. историка 7 в. Феофилакта Симокатты и араб. писателя и путешественника конца 9 - нач. 10 вв. Ибн Русты. В 16-17 вв. появляются толковые словари («Азбуковники»), в которых встречаются названия муз. инструментов и относящиеся к ним рус. термины. Первые спец. описания рус. нар. инструментов были осуществлены в 18 в. Я. Штелином в статье «Известия о музыке в России» (1770, на нем. языке, рус. пер. в кн. Я. Штелин, «Музыка и балет в России XVIII в.», 1935), С. А. Тучковым в его «Записках» (1780-1809, изд. 1908) и М. Гутри (Guthrie) в книге «Рассуждения о российских древностях» («Dissertations sur les antiquites de Russie», 1795). В этих работах содержатся сведения о конструкции инструментов и их использовании в нар. быту и муз.-художеств. практике. Глава о муз. инструментах из «Рассуждений» Гутри неоднократно публиковалась на рус. языке (полностью и в сокращённом виде). В нач. 19 в. большое внимание изучению рус. нар. инструментов уделили В. Ф. Одоевский, М. Д. Резвой и Д. И. Языков, помещавшие статьи о них в Энциклопедическом словаре А. А. Плюшара. Развитие в 19 в. симф. музыки, рост сольного, ансамблевого и орк. исполнительства, обогащение состава оркестра и совершенствование его инструментов привели музыкантов к необходимости глубокого изучения характерных свойств и художеств.-выразит. возможностей инструментов. Начиная с Г. Берлиоза и Ф. Геварта композиторы и дирижёры в своих руководствах по инструментовке стали уделять большое внимание описанию каждого инструмента и характеристике его применения в орк. исполнительстве. Значит. вклад внесён и русский композиторами. М. И. Глинка в «Заметках об оркестровке» (1856) тонко охарактеризовал выразит. и исполнит. возможности инструментов симф. оркестра. Капитальный труд Н. А. Римского-Корсакова «Основы оркестровки» (1913) до сих пор находит применение. Исключит. значение знанию особенностей инструментов и умению эффективно использовать их в оркестре придавал П. И. Чайковский. Ему принадлежит перевод на русский язык (1866) передового по тому времени «Руководства к инструментовке» («Traitй general d'instrumentation», 1863) P. Геварта, которое было первым появившимся в России пособием по И. В предисловии к нему Чайковский писал: «Ученики… найдут в книге Геварта здравый и дельный взгляд на оркестровые силы вообще и индивидуальность каждого инструмента в особенности». Начало формированию И. как самостоят. отрасли музыковедения было положено во 2-й пол. 19 в. хранителями и руководителями крупнейших музеев муз. инструментов - В. Маийоном (Брюссель), Г. Кинским (Кёльн и Лейпциг), К. Заксом (Берлин), М. О. Петуховым (Петербург) и др. Маийон опубликовал пятитомный науч. каталог старейшего и самого крупного в прошлом собрания инструментов Брюссельской консерватории [«Catalogue descriptif et analytique du Musee instrumental (historique et technique) du Conservatoire Royale de musique de Bruxelles», I, 1880]. Всемирную известность приобрели многочисл. исследования К. Закса в области нар. и проф. муз. инструментария. Крупнейшие среди них - «Словарь музыкальных инструментов» («Reallexikon der Musikinstrumente», 1913), «Руководство по инструментоведению» («Handbuch der Musikinstrumentenkunde», 1920), «Дух и становление музыкальных инструментов» («Geist und Werden der Musikinstrumente», 1929), «История музыкальных инструментов» («The history of musical instruments», 1940). На рус. языке была издана его книга «Современные оркестровые музыкальные инструменты» («Die modernen Musikinstrumente», 1923, рус. пер. - M.-Л., 1932). Маийон ввёл первую научную классификацию муз. инструментов, разделив их по признаку звучащего тела на 4 класса: автофонные (самозвучащие), мембранные, духовые и струнные. Благодаря этому И. обрело твёрдую научную базу. Схему Маийона развили и уточнили Э. Хорнбостель и К. Закс («Систематика музыкальных инструментов» - «Systematik der Musikinstrumente», «Zeitschrift für Ethnologie», Jahrg. XLVI, 1914). В основу их системы классификации положены два критерия - источник звука (групповой признак) и способ его извлечения (видовой признак). Сохранив те же четыре группы (или класса) - идиофоны, мембранофоны, аэрофоны и хордофоны, они подразделили каждую из них на многие отд. виды. Система классификации Хорнбостеля - Закса наиболее совершенна; она нашла самое широкое признание. И всё же единой, общепринятой системы классификации муз. инструментов пока не существует. Зарубежные и сов. инструментоведы продолжают работу по дальнейшему уточнению классификации, порой предлагают и новые схемы. К. Г. Изикович в работе о муз. инструментах южно-амер. индейцев («Musical and other sound instruments of the South American Indians», 1935), в общем придерживаясь четырёхгрупповой схемы Хорнбостеля-Закса, существенно расширил и уточнил подразделение инструментов на виды. В статье о муз. инструментах, опубл. во 2-м издании Большой советской энциклопедии (т. 28, 1954), И. З. Алендер, И. А. Дьяконов и Д. Р. Рогаль-Левицкий сделали попытку добавить группы «язычковых» (в числе которых оказался флексатон) и «пластинчатых» (куда попал и тубофон с его металлическими трубками), подменив тем самым групповой признак (источник звука) подвидовым (конструкция инструмента). Исследователь словацких нар. муз. инструментов Л. Ленг в своём труде о них («Slovenskй ludove hudebne nastroje», 1959) полностью отказался от системы Хорнбостеля - Закса и положил в основу своей системы классификации физико-акустические признаки. Он делит инструменты на 3 группы: 1) идиофоны, 2) мембранофоны, хордофоны и аэрофоны, 3) электронные и электрофонич. инструменты. Системы классификации, подобные указанным выше, находят применение почти исключительно в литературе о нар. инструментах, которым свойственно большое многообразие видов и форм, в трудах же, посвященных проф. инструментам, особенно в учебниках и уч. пособиях по инструментовке, издавна (см., напр., названный выше труд Геварта) применяется прочно установившееся традиц. подразделение инструментов на духовые (деревянные и медные), струнные смычковые и щипковые, ударные и клавишные (орган, фортепиано, фисгармония). Несмотря на то, что эта система классификации не безупречна с научной точки зрения (так, сделанные из металла флейты и саксофоны она относит к деревянным духовым, само подразделение инструментов производится по разным признакам - духовые и струнные выделяются по источнику звука, ударные - по способу его извлечения, а клавишные - по конструкции), она вполне удовлетворяет требованиям уч. и исполнит. практики. В работах по И. мн. зарубежных учёных, гл. обр. органологов (в т.ч. и К. Закса), получил распространение т.н. географич. метод исследования, опирающийся на выдвинутую Ф. Гребнером реакц. этнографич. теорию «культурных кругов». Согласно этой теории, сходные явления, наблюдаемые в культуре разл. народов (а следовательно и муз. инструменты), исходят из единого центра. В действительности же они могут возникнуть у разл. народов независимо, в связи с их собственным общественно-историч. развитием. Не меньшей популярностью пользуется и сравнительно-типологич. метод, не учитывающий ни конвергентности возникновения простейших видов, ни наличия или отсутствия историко-культурного общения между народами, у которых бытуют одинаковые или родств. инструменты. Работы, посв. проблемам типологии, получают всё большее распространение. Как правило, инструменты рассматриваются в них в полном отрыве от их применения в муз. практике. Таковы, напр., исследования Г. Мёка (ФРГ) о типах европ. свистковых флейт («Ursprung und Tradition der Кernspaltflöten…», 1951, изд. 1956) и О. Эльшека (ЧССР) о рабочем способе типологизации народных музыкальных инструментов («Typologische Arbeitverfahren bei Volksmusikinstrumenten»), опубл. в «Исследованиях народных музыкальных инструментов» («Studia instrumentorum musicae popularis», t. 1, 1969). Крупный вклад в изучение народных музыкальных инструментов внесли такие совр. инструментоведы, как И. Качулев (НРБ), Т. Александру (СРР), Б. Шароши (ВНР), специалист в области араб. инструментария Г. Фармер (Англия) и мн. др. Ин-т народоведения Немецкой академии наук (ГДР) совм. с Шведским музыкально-историч. музеем в 1966 приступил к публикации многотомного капитального труда «Руководство по европейским народным музыкальным инструментам» («Handbuch der europäischen Volksmusikinstrumente») под редакцией Э. Штокмана и Э. Эмсхаймера. Труд этот создаётся при участии многих инструментоведов разл. стран и представляет собой полный свод данных о конструкции инструментов, способах игры на них, муз.-исполнит. возможностях, типичном репертуаре, применении в быту, историч. прошлом и т.д. Один из томов «Handbuch» а посвящен муз. инструментам народов Европ. части Сов. Союза. Много ценных н.-и. трудов появилось и по истории проф. музыкальных инструментов - книги «История оркестровки» («The history of orchestration», 1925) A. Кapса (рус. пер. 1932), «Музыкальные инструменты» («Hudebni nastroje», 1938,1954) А. Модра (рус. пер. 1959), «Старинные европейские музыкальные инструменты» («Ancient European musical instruments», 1941) H. Бессарабова, «Духовые инструменты и их история» («Woodwind instruments and their history», 1957) A. Бейнса, «Начала игры на струнных инструментах» («Die Anfänge des Streichinstrumentenspiels», 1964) B. Бахмана, монографии, посв. отд. инструментам, - «Фагот» («Der Fagott», 1899) В. Геккеля, «Гобой» («The Oboe», 1956) P. Бате, «Кларнет» («The clarinet», 1954) P. Рендалла и др. Значит. научный интерес представляет и осуществляемое в ГДР многотомное издание «История музыки в иллюстрациях» («Musikgeschichte in Bildern»); во вступит. статьях к отд. томам и в аннотациях этого издания содержится немало сведений о муз. инструментах разл. народов мира. В России в конце 19 - нач. 20 вв. в области нар. муз. инструментов работали мн. исследователи - А. С. Фаминцын, А. Л. Маслов, Н. И. Привалов, В. В. Андреев, Н. Ф. Финдейзен, Н. В. Лысенко, Д. И. Аракчиев (Аракишвили), Н. Я. Никифоровский, А. Ф. Эйхгорн, А. Юрьян, А. Сабаляускас и др. Они собрали богатейшие муз.-этнографич. материалы, особенно по рус. инструментам, опубликовали значит. число работ и заложили основу отечеств. И. Особая заслуга в этом принадлежит Фаминцыну и Привалову. Образцовыми по широте охвата письменных и иконографич. источников и умелому их использованию являются труды Фаминцына, особенно «Гусли - русский народный музыкальный инструмент» (1890) и «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа» (1891), хотя Фаминцын был сторонником органологич. метода и поэтому изучал гл. обр. конструкции инструментов, почти полностью обходя вопросы, связанные с использованием их в нар. быту и художеств. исполнительстве. В отличие от него, Привалов уделял осн. внимание именно этим вопросам. Приваловым написаны многочисл. статьи и крупные исследования о рус. и белорус. инструментах, о становлении и начальном этапе развития оркестра нар. инструментов В. В. Андреева. Труды Фаминцына и Привалова служили образцом для др. инструментоведов. Масловым написано «Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве» (1909), в течение многих лет служившее единств. источником, из которого черпали сведения об инструментах населявших Россию народов зарубежные инструментоведы. Изучение рус. нар. инструментов, проводившееся Андреевым, было полностью подчинено практич. целям: он стремился обогатить новыми инструментами состав своего оркестра. Благодаря работам Лысенко, Аракишвили, Эйхгорна, Юрьяна и др. муз. инструменты украинцев, грузин, узбеков, латышей и др. народов стали широко известными и за пределами территории, где они издавна применялись. Сов. И. стремится изучать муз. инструменты в неразрывной связи с муз. творчеством, художеств. и бытовой исполнит. практикой и общим историч. процессом развития культуры и искусства. Развитие муз. творчества ведёт к повышению исполнит. мастерства, в связи с этим предъявляются новые требования к конструкции инструмента. Более совершенный инструмент в свою очередь создаёт предпосылки для дальнейшего развития инстр, музыки и искусства исполнения. В Сов. Союзе имеется обширная научная и научно-популярная литература по И. Если ранее она создавалась гл. обр. силами рус. учёных, то теперь её пополняют музыковеды почти всех союзных и автономных республик и областей. Написаны исследования об инструментах большинства народов СССР, предприняты опыты сравнит. их изучения. Среди наиболее значительных работ: «Музичнi iнструменти украiнського народу» Г. Хоткевича (1930), «Музыкальные инструменты Узбекистана» В. М. Беляева (1933), «Грузинские музыкальные инструменты» Д. И. Аракишвили (1940, на груз. яз.), «Национальные музыкальные инструменты марийцев» Я. А. Эшпая (1940), «Украiinüei народнi музичнi iнструменти» А. Гуменюка (1967), «Абхазские народные музыкальные инструменты» И. М. Хашба (1967), «Молдавские музыкальные народные инструменты» Л. С. Берова (1964), «Атлас музыкальных инструментов народов СССР» (1963) и т.д. Сов. инструментоведами и музыковедами создано значит. число научных трудов о проф. муз. инструментах и проф. исполнит. искусстве. В их числе «Процесс формирования виол и скрипок» Б. А. Струве (1959), «Фортепиано в его прошлом и настоящем» П. Н. Зимина (1934, под назв. «История фортепиано и его предшественников», 1967) и др., а также капитальное четырёхтомное руководство «Современный оркестр» Д. Р. Рогаль-Левицкого (1953-56). Разработкой проблем И. и изучением муз. инструментов занимаются на историч. и исполнит. кафедрах консерваторий, в муз.-исследовательских институтах; в Ленингр. институте театра, музыки и кинематографии существует спец. сектор И. Сов. И. ставит своей целью также оказание помощи музыкантам-практикам, конструкторам и инстр. мастерам в работах по усовершенствованию и реконструкции нар. инструментов, улучшению их звуковых качеств, технико-исполнительских и художеств.-выразит. возможностей, созданию семейств для ансамблевого и орк. исполнительства. Теоретич. и эксперимент. работа в этом направлении ведётся при крупных нац. ансамблях и оркестрах, в институтах, муз. уч. заведениях, домах нар. творчества, фабрично-заводских лабораториях и конструкторских бюро, а также отд. мастерами-изобретателями. В некоторых сов. консерваториях читается спец. курс муз. И., предшествующий курсу инструментовки. |