ИОАХИМ (Joachim) Амалия (наст, фамилия - Шневайс, SchneeweiЯ) (10 V 1839, Марбург, ныне Марибор, Югославия - 3 II 1898, Берлин) - австр. певица (контральто). Была женой Й. Иоахима. Дебютировала в 1853 в Троппау (ныне Опава, Чехословакия). В 1854 выступала в Германштадте (ныне Сибиу, Румыния) и в Вене на сцене «Кернтнертортеатра»; в 1862 и 1865-66 - в Ганновере (Придворная опера). С 1866 вела конц. деятельность. Была одной из лучших исполнительниц романсов и песен Р. Шумана и И. Брамса. Преподавала в консерватории Клиндворта-Шарвенки в Берлине. ИОАХИМ (Joachim) Йожеф (Йозеф) (28 VI 1831, Кёпчень, близ г. Пожонь, ныне Братислава - 15 VIII 1907, Берлин) - венг. скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Игре на скрипке обучался в раннем детстве у С. Сервачинского в Пеште, с 1841 у М. Хаузера, Г. Хельмесбергера я Й. Бёма в Вене, с 1843 - у Ф. Давида в Лейпциге, где на творч. развитие И. громадное влияние оказали Ф. Мендельсон и Р. Шуман (по композиции И. занимался у М. Гауптмана). Выступать начал с 7-летнего возраста. В 1849-53 концертмейстер придв. оркестра в Веймаре, где сблизился с Ф. Листом. Испытав влияние его личности, И., воспитанный на классич. традициях, остался тем не менее чуждым веймарской школе, выступал убеждённым противником творчества Листа, что привело к разрыву их отношений. В 1853-66 И. концертмейстер (с 1856 концерт-директор) в Ганновере. Здесь произошло его знакомство с И. Брамсом, перешедшее в тесную дружбу, оставившую глубокий след в творч. биографии обоих художников. С 1866 И. жил в Берлине, был директором и профессором Высшей школы музыки (с 1868), основал и возглавлял (1869-1907) струн, квартет, составивший эпоху в истории квартетного исполнительства (см. Квартеты струнные). Гастролировал в Англии, Франции, Австрии, Венгрии, России (впервые в 1872). С творч. деятельностью И. связано утверждение на конц. эстраде искусства скрипача-интерпретатора. Как пропагандист произв. муз. классики и их ред. И. способствовал обновлению конц. репертуара скрипачей. Выдающийся истолкователь классич. музыки, И. создал законченные интерпретации сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха, сонат и концертов В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, которые стали своего рода художеств. эталоном для целой эпохи, охватывающей период с 1870 до нач. 20 в. Монументальность и широта замысла сочетались в игре И. с высокой романтич. поэтизацией муз. образа, чистотой и благородством стиля. Характерной особенностью его скрипичного стиля являлось умеренное применение вибрато и использование широкоохватного легато. Строгость исполнит. манеры И. явилась в известной мере ответом на эмоциональные и виртуозные преувеличения скрипачей- романтиков. Мн. черты исполнит. стиля И. получили отражение в его ред. сонат, квартетов и концертов Моцарта, Бетховена и Брамса, в его каденциях к концертам этих композиторов. Однако догматич. толкование адептами школы И. его трактовок классич. музыки, канонизация его исполнит. приёмов привели постепенно к выхолащиванию живого творч. духа, превращению традиции исполнения И. в академич. штампы, наложившие отпечаток на игру мн. скрипачей. Среди выдающихся учеников И.: Л. С. Ауэр, В. Бурместер, Б. Губерман и др. Значит. явление скрипич. методики - «Скрипичная школа» («Violinschule», Bd 1-3, 1905), написанная И. совм. с А. Мозером, включает широко разработанные разделы, посв. вопросам эстетики муз. исполнительства и ред. произведений классич. скрипичной литературы, с обширными комментариями. И. - автор муз. сочинений, написанных в духе Шумана и Брамса, в т.ч. 4 увертюр, 3 скрипичных концертов (среди них - «Венгерский»), пьес для скрипки и фп., песенки др. Ему принадлежит ряд скрипичных транскрипций (в т.ч. «Венгерские танцы» Брамса). |