ИВАНОВ-БОРЕЦКИЙ Михаил Владимирович [4 (16) VI 1874, Москва - 1 IV 1936, там же] - сов. историк и теоретик музыки, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. В 1896 окончил юридич. ф-т Моск. университета. Изучал теорию композиции у Н. С. Кленовского (1894-96, Москва), Н. А. Римского-Корсакова (1898-1900, Петербург); занимался историей музыки во Флорентийской консерватории у А. Фалькони (1903-1904). По возвращении в Москву участвовал в работе Московской симфонической капеллы, общества «Музыкально-теоретическая библиотека», организовал кружок «Комическая опера» (здесь была пост, его опера «Адольфина», 1908), преподавал на Пречистенских рабочих курсах. После 1917 работал в общественных организациях, научных институтах (в т.ч. учёный секретарь ГИМНа). Был депутатом Моссовета двух созывов (в 1927-31). С 1922 И.-Б. профессор Моск. консерватории (класс истории музыки), где создал Научно-исслед. отделение (1923), был проректором по уч. части (1929-30), руководил историко-теоретич. кафедрой и институтом аспирантуры (1932-34). Среди учеников И.-Б. - Д. В. Житомирский, Ю. В. Келдыш, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, А. А. Соловцов, В. Э. Ферман и др. И.-Б. сотрудничал в энциклопедич. словаре Гранат, в БСЭ и МСЭ, в 11-м издании Муз. словаря Римана и др. Член редколлегии журн. «Музыкальное образование» (1925-30), выпустил сб. «Музыкальное наследство» (вып. 1, 1935). Под его ред. переведена и издана серия монографий зап.-европ. учёных, напечатан ряд вокальных произведений зарубежных композиторов (в т.ч. опубликованные им, частично впервые, дуэты Ф. Дуранте). И.-Б. - один из создателей сов. школы историч. музыковедения в области зарубежной музыки, крупнейший специалист по истории музыки эпохи Возрождения и 17-18 вв., оказавший огромное влияние на молодое поколение советский музыковедов. Для его исследоват. работы характерно углублённое обращение к первоисточникам. Учёный извлёк много нотных и лит. материалов в архивах России и Италии. Частично Они использованы в его муз.-историч. хрестоматии (с ценными комментариями и обширными введениями), в сборнике материалов по истории музыки (издан т. 2, посв. 18 в.). В своих лекциях и трудах он подчёркивал прогрессивную роль итал. инстр. музыки и оперы в подготовке классич. стиля, важнейший вклад романских стран в развитие оперы 19 в., непреходящее значение для современности бетховенского симфонизма. Опубликовал статьи о Л. Бетховене, И. С. Бахе, Г. Ф. Генделе, Э. Т. А. Гофмане, Дж. Россини, о двух операх А. Гретри, о деятельности Дж. Сарти в России. Изучая музыку в связи с обществ, условиями, И.-Б. сделал интересные историч. наблюдения, но в некоторых работах не избежал схематизма. Принципиальное значение имела его концепция ладовой основы полифонич. музыки 15-16 вв., исходившая из постепенной кристаллизации мажора и минора в живом интонировании этой музыки. Впервые концепция была изложена им в докладе на муз. секции Росс. академии художеств. наук в 1924, затем в ст. «О ладовой основе полифонической музыки» («Пролетарский музыкант», 1929, No 5) и в дополнениях к рус. переводам работ Л. Шевалье и Ж. Комбарьё. Соч.: оперы, в т.ч. Адольфина (пост. 1908), Колдунья (1914, запрещена царской цензурой, пост. 1918, Народный дом, Москва); симф. сюита (1893); фп. трио, струн. трио; фп. пьесы, хоры, романсы, музыка для драм. театра. Лит. соч.: серия брошюр [Орландо Лассо, М., 1908 (подписана В. А. Булычев); Палестрина, М., 1909; Мендельсон, М., 1910; Шуман, М., 1910; Жоскин де Прэ, М., 1910 (подписана Е. Г. Яковлева)]; «Кармен» (опера Визе), М., 1924; Таблицы по общей истории музыки, таблица первая, М., 1924; Первобытное музыкальное искусство, М., 1925, 1929; Пять лет научной работы Государственного института музыкальной науки (ГИМНа), М., 1926; Бетховен. Биографический очерк, М., 1927; Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 1-3, М., 1929, перераб., вып. 1-2, М., 1933-36; Материалы и документы по истории музыки, т. II. XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия), М., 1934 (под ред. И.-Б.). |