ИЗАЙ (Ysaye) Эжен (16 VII 1858, Льеж - 12 V 1931, Брюссель) - бельгийский скрипач, композитор, дирижёр, педагог и муз.-общест. деятель. Род. в семье музыканта. Игре на скрипке учился с 4-летнего возраста под рук. отца - скрипача и театр. дирижёра, с 7 лет - в Льежской консерватории у Д. Хейнберга. Играя одновременно в оркестрах, в 1869 был вынужден оставить занятия в консерватории. Спустя неск. лет, при содействии А. Вьётана, был вновь принят в класс Р. Массара. С 1874 учился в Брюссельской консерватории у Г. Венявского, в 1876-79 - в Париже у А. Вьётана. Уже в эти годы проявились характерные черты исполнит. искусства И. - пламенный темперамент, мощь и красота тона. В 1879-83 концертмейстер симф. оркестра Б. Бильзе в Берлине, где в 1881 его игру услышал А. Г. Рубинштейн (познакомился с ним ранее в Париже). Увлёкшись необычайным дарованием И., Рубинштейн совершил с ним конц. поездку по Норвегии и Швеции и в 1882 приехал с И. в Россию. В Петербурге И. впервые выступил с самостоят. сольными концертами, гастролировал в Москве, Киеве, Одессе. Близкое общение с великим рус. пианистом оказало решающее влияние на формирование артистич. индивидуальности И., который походил на Рубинштеина не только «львиным» обликом, но и характером исполнит. дарования. Его он называл своим «подлинным учителем в искусстве интерпретации». Любовь к стране, где он начал артистич. карьеру, И. сохранил на всю жизнь. Почти ежегодно он концертировал в России (последний раз в 1912), дружеские отношения связывали его со мн. рус. муз. деятелями (у И. учился и ряд рус. скрипачей: М. И. Пресс, М. Г. Эрденко, Н. С. Мильштейн и др.). С 1886, после триумфальных выступлений в Париже, начинается наиболее интенсивный период разносторонней муз. деятельности И. Он сближается с группой французский композиторов (С. Франк, Э. Шоссон, К. Дебюсси и др.), становится пропагандистом их творчества. С 1886 И. - профессор Брюссельской консерватории, в 1888 основал свой знаменитый струн. квартет, с 1895 дирижёр и директор организованных им «Концертов Изаи», имевших громадное значение для развития муз. культуры Бельгии (существовали до 1940), В 1918-22 И. жил в США, руководил симф. оркестром в Цинциннати. Как скрипач выступал до 1928. В последние годы жизни И. был занят проектом организации Междунар. муз. фонда, междунар. конкурсов, которые должны были, по его мысли, способствовать выдвижению молодых талантливых артистов. Проект И. был осуществлён лишь после его смерти. В 1937 в Брюсселе состоялся 1-й междунар. конкурс скрипачей им. Эжена Изаи, в 1938 - 1-й междунар. конкурс пианистов. И. принадлежал к триаде великих скрипачей, царивших на конц. эстраде в конце 19 и нач. 20 вв. Наряду с классич. величием и патетикой Й. Иоахима, волшебной лёгкостью и вкрадчивой чувствительностью П. Сарасате, искусство И. олицетворяло дух свободной поэтич. импровизации. Последний по времени скрипач романтич. направления, он захватывал глубокой экспрессией игры, завораживающей силой ритма, выразительностью и блеском техники, яркостью создаваемых им муз. образов. Свободное от узкотрактуемого традиционализма, исп. И. внесло свежую струю в скрипич. искусство, оказало сильное влияние на Ф. Крейслера, Ж. Тибо, Дж. Энеску, считавших себя его учениками. Велико значение И. как камерного исполнителя, утверждавшего в конц. репертуаре скрипачей сонатный жанр. В содружестве с пианистом Р. Пюньо он дал новое истолкование жанру скрипич. сонаты от И. С. Баха до С. Франка, ставшее образцом для последующих поколений скрипачей. И. был вдохновителем и первым исполнителем мн. произв. совр. ему франц. и бельгийский композиторов. Для него написаны и ему посв. «Поэма» для скрипки с оркестром и концерт Э. Шоссона, соната для скрипки и фп. и струн. квартет С. Франка, струн. квартет К. Дебюсси, соната Г. Лекё и др. И. был талантливым композитором, автором скрипич. произв. Начав с подражания А. Вьётану, он с годами пришёл к созданию собств. стиля, в котором своеобразно претворены влияния Франка и франц. импрессионистов. Б. ч. сочинений И. программна и написана в свободной «поэмной» форме, таковы «Зимняя сказка» («Chant d'hiver»), «Экстаз» («Extase»), «Элегическая поэма» («Poeme йlegiaque») и др. В своих сонатах для скрипки соло И. применил ряд технич. упрощений, разносторонне использовал звучание открытых струн, раскрыв с неслыханной до него полнотой и красочностью звучание скрипки. Творч. принципы И. были развиты Ф. Крейслером. И. принадлежит также ряд транскрипций (в т.ч. «Этюд в форме вальса» К. Сен-Санса), редакций классич. произв., каденций к концертам Дж. Б. Виотти, В. А. Моцарта и др. Он является автором оперы «Шахтёр Пьер» («Pier li Houyeux», 1931, Льеж). |