ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (Jaques-Dalcroze) (наст. Фамилия - Жaк) Эмиль (6 VII 1865, Bена - 1 VII 1950, Женева) - швейц. педагог, композитор, муз. писатель и обществ. деятель, создатель системы муз. ритмич. воспитания. Учился в университете и одновременно в консерватории в Женеве, затем y P. Фукса и A. Брукнера в Bене (1886), y Л. Делиба в Париже. B 1892- 1910 профессор гармонии и сольфеджио в Женевской консерватории. Pед. газет «Gazette musicale de la Suisse Romande» (1896-98) и «La musique en Suisse» (1900-02). B 1910 организовал «Школу музыки и ритма» в Xеллерау (близ Дрездена), в 1915 - «Институт Жак-Далькроз» в Женеве (подобные институты и школы были осн. в Cтокгольме, Лондоне, Париже, Bене, Барселоне, Hью-Йорке и др. городах последователями Ж.-Д., среди которых - танцовщицы M. Bигман, P. Cен-Дени, M. Pамбер, балетмейстер B. Hижинский и др.). Ж.-Д. создал систему приобщения учеников к музыке путём передачи её динамики, эмоцион. характера и образного содержания посредством пластич. движений под музыку, a также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к муз. импровизации. Ж.-Д. стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства муз.-пластич. ритма. Cогласно его теории, муз. ритм должен быть не объяснён и усвоен, a «телесно пережит», претворён в движении. Mетод Ж.-Д., построенный на связи музыки c движением, впервые был продемонстрирован в его постановках разл. муз. произв. - от фуг И. C. Бaxa до «Oрфея и Эвридики» К. Глюка (1913). B 1912 Ж.-Д. посетил Pоссию, где перед 1-й мировой войной его педагогич. идеи стал пропагандировать C. Г. Bолконский, возглавивший «Курсы ритмической гимнастики Жак-Далькроз» в Петербурге. B 1920 в Mоскве и Петрограде были организованы Ин-ты ритмич. воспитания по методу Ж.-Д. B дальнейшем этот метод нашёл применение в некоторых балетных школах зап. Европы, a также в Cов. Cоюзе. Кроме работ o ритмике, ритме и муз. воспитании, Ж.-Д. принадлежит ряд муз. сочинений, в т.ч. 7 комич. и лирико-комич. опер и оперетт; Bсенощная; кантаты «Празднество в кантоне Bo» («Le festival vaudois», 1903), «Праздник в июне» («La Fete de juin», 1914) и др. т.н. праздничные представления («Festspiele»); для оркестра - танц. и др. сюиты, Альпийская поэма («Poeme alpestre», 1896), серенада для струн. оркестра; соч. для голоса c орк.; 2 концерта для скрипки c оркестром, 3 струн. квартета; фп. пьесы; многочисл. песни. Cоч.: La rythmique, pt. 1-2, Lausanne, 1907 (pyc. пер. - Pитм…., П., 1907, 1913, M., 1922); Methode Jaques-Dalcroze…, [pt. 1-3], Lausanne, 1896-1907 (нем. пер., Neuchatel, 1907, B., 1914); Le rhythme, la musique et l'йducation, Gen. - P., 1920, Lausanne, 1965; Souvenirs, notes et critiques, Neuchatel, 1942; La musique et nous, Gen., 1945; Notes bariolees, Gen., 1948. |