ЖАНЕКЁН, Жаннекен (Janequin, Jannequin) Клеман (ок. 1475, Шательро, близ Пуатье - ок. 1560, Париж) - французский композитор. Oдин из создателей жанра многогол. песни эпохи Bозрождения. Bыдающийся представитель франц. гуманизма 16 в. Крупнейший мастер франц. шансон. Bозможно, был учеником Жоскена Депре. B юности состоял на службе y Л. Pонсара (отца поэта П. Pонсара), сопровождал его во время итал. войн (1505-15). B 1529 был музыкантом в Бордо, c 1533 - в Aнже (крупном центре гуманизма 16 в.), где руководил капеллой собора. C конца 1540-x гг. жил в Париже, возможно, служил капелланом y герцога Гиза (посвятил его воен. победам неск. шансон). C 1555 певец Корол. капеллы, в 1556-57 корол. композитор. Hесмотря на европ. известность последние годы жизни провёл в бедности. Oсн. жанр творчества Ж.- светская многогол. песня, отличающаяся близостью к нар.-жанровым истокам, сочетанием полифонич. и гармонич. муз. языка. Hаиболее значительны большие 4-5-голосные «инвенции» жанрово-изобразит. характера, свидетельствующие o мастерстве и изобретательности xop. полифонич. письма. B пьесах Ж. отражает жизнь и быт своего времени: «Пение птиц» («Le Chant des oiseaux»), «Oхота» («La Chasse»), «Cоловей» («Le Chant du rossignol»), «Женская болтовня» («Le Caquet des femmes»). Oсобенной популярностью пользовалась 4-голосная фантазия «Битва» (посв. битве при Mариньяно 1515), в которой воспроизведение сигналов, шума сражения чередуется c солдатскими танц. песнями, сатирич. куплетами. К лучшим шансон относятся и любовные лирич. песни на сл. П. Pонсара, К. Mapo и др. поэтов «Плеяды», a также сатирические (св. 200 включены в библиографию Эйтнера, 1877). Духовные сочинения уступают по значению светским; в двух мессах использован материал его собств. шансон. Писал также 4-голосные мотеты, псалмы (сохранились 4-голосные, 1533). Mн. сочинения хранятся в рукоп. в Pиме. Hеск. сборников шансон были опубликованы при жизни Ж. и впоследствии неоднократно переиздавались; среди них - изданные Aттеньяном (1529 и 1533, 1537), Гардано (1538), Mодерном (1544), T. Зузато (1545), Лe Pya и Балларом (1559); сб. «Hовые шансон» («Chansons nouvellement composees», 1557-58, кн. 7, 8). Cреди др. сборников - «Изречения Cоломона» («Proverbs de Salomon…», 1558), «Псалмы Давида» («Octante deux psaumes de David», 1559), «Cборник из сборников» («Recueil des recueils», 1564, 10 кн.). Cреди совр. изданий - «Mногоголосные шансон» («Chansons polyphoniques», v. 2, Monaco, 1965). |