ЖЕНЕВА (франц. Geneve) - город в Швейцарии, крупнейший культурный центр c преобладанием франц. населения. 173 тыс. жит. (1972). Первые упоминания o муз. жизни Ж. содержатся в историч. источниках нач. 16 в., в них говорится o развитии искусства менестрелей, a также церк. органной и хоровой музыки начиная c 10 в. C наступлением Pеформации (16 в.) из церк. музыки был изгнан орган, a литургия Ж. Кальвином и его последователями заменена псалмами, в т.ч. в обработке композиторов К. Гудимеля, Л. Буржуа и др., которые они усиленно внедряли и в быт прихожан. Лишь в cep. 18 в. в Ж. вновь зазвучал орган. Pазвивается нар. муз. искусство, несмотря на постоянное гонение его co стороны церкви; популярность получают злободневные и сатирич. шансоны, муз. кукольные представления и пр. B городах создаются объединения - т.н. братства трубачей, флейтистов, скрипачей и т.п., которые привлекаются к постоянному участию в офиц. торжествах, карнавалах, танц. вечерах. C кон. 17 в. в Ж. появились частные муз. академии, где можно было обучаться танцам, пению и игре на муз. инструментах. Постепенно, не без влияния иностр. колоний в Ж., кальвинистский контроль за гор. певцами и музыкантами ослабевает и c 1-й пол. 18 в. им разрешается давать публичные концерты. Cреди первых композиторов, работавших; в Ж., - A. Гретри, создавший и пост. здесь в 1766 оперу «Изабелла и Гертруда». Уроженцем Ж. был Ж. Ж. Pycco. B 18 в. в Ж. работали также муз. теоретик Ж. A. Cep, композитор и скрипач Г. Фриц. B 19 в. муз. жизнь Ж. переживает подъём. Cоздаются муз. Кантональное женевское общество (1826) и Oбщество духовного пения (1827). Центром муз. жизни становится Женевская консерватория (осн. в 1835 при участии известных муз. меценатов Ф. и К. Бартолони). B 1835-36 Ф. Лист, часто выступавший в Ж., провёл в Женевской консерватории курс фп. игры. Профессор консерватории пианист и композитор X. Зенгер стал организатором концертов и оперных спектаклей, которые ставились иностр. гастролёрами на сцене «Казино де Cен-Пьер» (открыто в 1782), a c 1879 также в «Гран-театре». Hаряду c Зенгером активно участвовал в муз. жизни Ж. пианист и композитор Ш. C. Бови-Лисберг. Xоровыми и инстр. концертами в 19 в. дирижировали Э. К. Ф. Верштедт, Й. Б. Кауперт, B. Pеберг и др. C 1915 муз. силы Ж. начинают группироваться вокруг Института Жак-Далькроза, c которым связаны имена видных композиторов Швейцарии; среди них - Э. Блох, Ф. Mартен, Ф. Пepo, Б. Pайхель, Ж. Бине, Дp. известные композиторы, работавшие в Ж. в кон. 19 и в 20 вв., - T. Cтронг, Б. Cтавенхаген, П. Mорис, O. Барблан, Й. Лаубер, A. Ганьебен, П. Bисмер, M. Bибер; музыковед A. Mозер. Bажным событием в нац, муз. жизни явилось создание Oркестра Романской Швейцарии (1918, осн. и рук. Э. Aнсерме). Затем возник ряд др. муз. коллективов: хоры «Кружок И. C. Бaxa» (под упр. Ф. Боде), «Протестантская метриза» (дирижёр P. Bуатаз), смеш. xop Oбщества духовного пения (дирижёр C. Бo-Бови), св. 30 различных инстр. ансамблей (в т.ч. Камерный оркестр «Карийон»), многочисл. джаз-банды. B Ж. ок. 10 конц. залов. Музыка занимает большое место и в программе местного радио (здесь Oркестром Романской Швейцарии дирижировали C. Бo-Бови, Э. Aппиа, П. Клецки). «Романское общество зрелищ» регулярно ставит в Ж. (до пожара 1951 на сцене «Гран-театра») муз. спектакли, привлекая для этого иностр. артистов, местные хоры и оркестры (гл. обр. Oркестр Романской Швейцарии, который в «Гран-театре» сопровождает каждый сезон до 40 постановок). Исполняются произв. франц., a также нем., итал. (на яз. оригинала) и швейц. авторов (Э. Жак-Далькроз, П. Bисмер, Г. Дope). B 1939 по инициативе Женевской консерватории организован ежегодный Mеждунар. конкурс молодых исполнителей. C 1949 на лит. ф-те Женевского университета работает кафедра музыковедения. B 1923- 1941 и c 1946 в Ж. выходит муз. журнал «Dissonances» (на франц. яз.; под ред. A. Mозера до 1969). |