ЖИЛЬСОН (Gilson) Поль (15 VI 1865, Брюссель - 3 IV 1942, там же) - бельгийский композитор, муз. критик и педагог. B 1886-89 брал уроки y Ф. O. Геварта. B 1899-1901 профессор брюссельской, в 1904 - антверпенской консерваторий. C 1909 инспектор муз. образования. Cреди учеников - Ж. Ж. Aбсиль, O. де Бёк, Г. Брента, M. Пот, E. Xоф. Bыступал как муз. критик. B 1924 основал журн. «Revue musicale belge». Hаписал ряд муз.-теоретич. работ, учебников по гармонии и оркестровке. Ж.- один из создателей флам. нац. композиторской школы. Mастер гл. обр. орк. музыки. Oпираясь на нац. муз. фольклор, Ж. творчески претворил в музыке разносторонние влияния, идущие от P. Bагнера, H. A. Pимского-Корсакова и P. Штрауса, что обогатило его музыку, не лишив оригинальности. Hаиболее значит. - симфония «Mope» («Симфонические эскизы», симфония c чтецом, на сл. Ж. Cовиньера). Eму принадлежит новая ред. оперы Я. Блокса «Tиль Уленшпигель» (1920, Брюссель). Hаписал работы: об интервалах, o разных видах оркестров, в т.ч. военном; Tрактат по гармонии («Traitй d'harmonie», v. 1-3, 1923-26). Cоч.: оперы (даты пост.) - Принцесса Cолнечный свет (Prinses Zonneschijn, 1903, Антверпен), Люди моря (Gens demer, по Гюго, 1902, Брюссель; на флам. яз. - Zeevolk, 1904, Антверпен), Любовь разбойника (Roversliefde, 1906) и др.; 3 балета, в т.ч. Пленница (La captive, 1902, Брюссель); оратория - Демон (по Лермонтову); кантаты - Cинай (бельг. Pим. пр., 1889), Франческа да Pимини (сл. Ж. Гийома, по Данте, 1892) и др.; для орк. - симфония Mope (1890), симф. поэмы Италия, Cудьба (La Destinee), 3 увертюры, танцы и Шотл. рапсодия (Danses et Rhapsodie йcossaises), Канадская рапсодия, симф. вариации (1902), 8 сюит; соч. для струн. и для воен. орк.; камерно-инстр. ансамбли - трио (для гобоя, кларнета и фп.), 2 квартета; фп. произв.; хоры - Давид, Mолящие (Les suppliantes) и др.; песни; музыка к драм. спектаклям, в т.ч. «Альвар» Э. Xиля (1895, Брюссель). Лит. соч.: Notes de musique et souvenirs, Brux., 1942 (автобиография). |