ЖУРНАЛЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ (от франц. journal, первоначальное значение - дневник; нем. Zeitschrift; англ. magazine) - периодич. издания, посв. вопросам муз. искусства. Выходят еженедельно, ежемесячно, поквартально в виде отдельных книжек, тетрадей, обычно большого формата. Ж. м. публикуют критич. статьи, обзоры, хронику, рецензии на концерты, муз.-историч. и теоретич. исследования, библиографию, нотографию. Существуют также спец. нотные журналы, публикующие только муз. произв. Первые Ж. м. появились в 18 в. в западноевроп. странах. Издание их было вызвано развитием нац. художеств. культур, возросшим интересом к музыке, всё более расширяющимся кругом проф. музыкантов. Впервые название «музыкальный журнал» встречается в Германии (издание К. Томазиуса в Галле в 1791). Однако и до этого в Германии выпускались отдельные издания, являвшиеся по характеру своего содержания Ж. м., хотя и не носившие этого названия, напр.: «Музыкальная критика» («Critica musica»), издававшийся И. Маттезоном в 1722-1723 и 1725, и его же «Музыкальный патриот» («Der Musikalische Patriot», 1728). За ним аналогичные издания выпускали Л. К. Мицлер, Ф. В. Марпург и др. Издания эти выходили нерегулярно, в виде объёмистых томов, обычно книжного формата. Со 2-й пол. 18 в. подобные издания, типа Ж. м., начинают выходить и в др. западноевроп. странах: во Франции - «Понимание любителем музыки различных музыкальных произведений» («Sentiment d'un harmoniphile sur differents ouvrages de Musique», 1756), в Англии - «Обозрение новых музыкальных изданий» («The Review of New Musical Publications», 1784). До этого времени новости муз. жизни, нотные приложения, статьи о музыке публиковались в общих журналах, газетах или печатались в качестве лит. приложений к нотным журналам, периодически выпускавшимся муз. издательствами: Юберти (Париж) и Бремнер (Лондон). С конца 18 - нач. 19 вв., с развитием обществ.-муз. жизни, значение Ж. м. возрастает. Они начинают оказывать всё большее воздействие на формирование обществ, мнения в области муз. искусства, влияют на распространение муз. литературы и книг по музыке. Мн. из этих Ж. м., выпускавшихся крупными муз.-издат. фирмами, помещали обширные библиографич. и нотографич. материалы. Первый такой Ж. м.- «Всеобщая музыкальная газета» («Allgemeine musikalische Zeitung», с 1798, ред. И. Ф. Рохлиц) издавался фирмой Брейткопф и Хертель в Лейпциге. Этот журнал явился также первым периодич. изданием, регулярно публиковавшим обзоры своих зарубежных корреспондентов о муз. жизни др. стран. Во Франции с 1827 выходил журнал «Музыкальное обозрение» («Revue musicale», ред. P. Ж. Фетис), который с 1835, под назв. «Музыкальное обозрение и парижская музыкальная газета» («Revue et Gazette musicale de Paris»), издавался муз. фирмой M. Шлезингер. В Германии Ж. м. начинают издавать разл. хор. объединения, появляются Ж. м. по вопросам муз. инструментоведения, церк. музыки и др. Развитие муз.-историч. науки вызвало появление во 2-й пол. 19 в., особенно в Германии, науч. музыковедческих журналов. Первыми из них были «Ежемесячные тетради по истории музыки» («Monatshefte für Musikgeschichte», 1869-1908, ред. Р. Эйтнер) и «Квартальник музыкальной науки» («Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft», 1885-1908) - один из лучших музыковедческих журналов, издававшийся Ф. Кризандером, Ф. Шпиттой и Г. Адлером. Дальнейшему изданию спец. музыковедческих журналов способствовало основание в 1899 «Международного музыкального общества» - объединения музыковедов. Оно публиковало отчёты своих муз. конгрессов («Berichte»), выпускало журналы - «Zeitschrift der IMG», «Sammelbände IMG» и др. Нац. секции этого общества, организованные в разл. странах (Франции, Италии и др.), издавали собств. журналы. Среди совр. музыковедческих журналов: в ФРГ - «Документы музыкознания» («Acta musicologica»), «Исследование музыки» («Die Musikforschung»), «Архив музыкальной науки» («Archiv für Musikwissenschaft»), во Франции - «Обозрение музыкальной науки» («Revue de Musicologie»), в США - «Журнал американского музыковедческого общества» («Journal of the American Musicological Society»), в ГДР - «Отчёты музыкальной науки» («Berichte zur Musikwissenschaft») и др. В совр. муз. периодике выявляется тенденция к более узкой специализации. Издаются Ж. м., посв. старинной музыке («Journal of Renaissance and Baroque Music»), вопросам библиотековедения («Fontes artis musicae»), муз. библиографии («Notes»), музыке в школе («Musik in der Schule»), оперному искусству («Opera», «Opernwelt»), отдельным инструментам («Harmonica revue»), джазовой музыке («Jazz News and Review») и др. Ж. м., пропагандирующие совр. музыку, издавало Международное общество современной музыки (осн. 1922, Зальцбург) и его нац. секции («Melos» и др.). С развитием граммофонной промышленности получили большое распространение Ж. м., посв. дискографии: в Англии - «Граммофон» («Gramophon»), во Франции - «Пластинки» («Disques»), в США - «Высокое качество» («High Fidelity») и др. Ряд Ж. м. издаётся по линии ЮНЕСКО: «Международный совет по музыкальному фольклору» («International Folk Musik council») и др. Рус. муз. периодика зародилась в последней четв. 18 в. Первый нотный журнал «Музыкальные увеселения…» издавался в Москве в 1774-75. За ним последовали др. нотные журналы, публиковавшие фортепианные, вокальные, гитарные пьесы, отрывки из опер. Рассчитанные на разл. обществ. круги, они знакомили любителей музыки с творчеством зарубежных и отечеств. композиторов. В течение длит. времени (вплоть до 40-х гг. 19 в.) рус. муз. периодику представляли только нотные журналы. Отсутствие в эти годы собственно Ж. м. объясняется сравнительно ограниченным развитием обществ. муз. жизни, замыкавшейся в значит. части в распространённых тогда муз. кружках и салонах. В этот период пробел в собственно Ж. м. восполняли газеты и в особенности лит. журналы, публиковавшие муз. известия и статьи по музыке, а также периодически издававшиеся сборники и альманахи, посв. целиком или частично музыке. Так, напр., в лит. журналах «Почта духов» (1789) и «Зритель» (1792), изд. И. А. Крыловым, были помещены острые полемич. статьи, посв. оперному театру. Среди первых муз. альманахов - «Карманная книга для любителей музыки на 1795 год», изд. в Петербурге И. Д. Герстенбергом, где был помещён ряд содержат. материалов (муз.-терминологич. словарь, биографии И. С. Баха, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, описание муз. изобретений и др.). Позднее А. Н. Верстовский в «Драматическом альбоме для любителей театра и музыки на 1826 год» опубликовал свои «Отрывки из истории драматической музыки». В 1816-18 в Астрахани издавался «Азиатский музыкальный журнал», представлявший собой первый в России опыт записи и публикации муз. фольклора народов Ср. Азии и Кавказа. Мн. лит.-художеств. журналы 30-50-х гг. 19 в. имели спец. муз. отделы, помещали обстоятельные статьи по музыке, муз. обзоры, рецензии на концерты («Москвитянин», «Литературная газета», «Библиотека для чтения», «Репертуар и Пантеон», «Отечественные записки» и др.). С 1840 в Петербурге начал издаваться нотный журнал «Нувеллист», приобретённый в 1842 муз. фирмой М. Бернард (выходил с 1844 с лит. прибавлением, которое, в известной степени, можно рассматривать как первый рус. собственно Ж. м.; в 1847 - «Музыкальный свет»). Однако эти журналы отличались поверхностностью содержания и в основном состояли из перепечаток статей и хроники из иностр. источников. В 1850-х гг. выделялись по своему значению муз. журналы смешанного типа - «Музыкальный и театральный вестник», фактическим руководителем муз. отдела которого был А. Н. Серов, позднее - «Музыка и театр», ставивший перед собой задачи муз. просветительства. В 1860-80 в Петербурге и Москве выходил ряд муз. журналов: «Музыкальный сезон», «Музыкальный вестник», «Музыкальный листок», «Русский музыкальный вестник», «Музыкальное обозрение», «Баян». Разл. по своей направленности, они публиковали серьёзные статьи. Эти журналы представляли уже спец. органы рус. муз. периодики. В эти же годы крупные газеты и лит. журналы предоставляли на своих страницах большое место музыке. В них сотрудничали крупнейшие рус. муз. критики: В. В. Стасов, П. И. Чайковский, Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош, Н. Д. Кашкин и др. Ценные биография, материалы о рус. муз. деятелях публиковали историч. журналы («Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник»). С 1894 в Петербурге выходят: «Русская музыкальная газета» - один из лучших дореволюц. рус. муз. журналов (содержание его было обширным - статьи и материалы по вопросам истории и теории музыки, муз. исполнительства, образования, этнографии, освещение муз. жизни Петербурга, Москвы и провинц. городов, а также исполнения рус. музыки за рубежом; важные эпистолярные материалы, относящиеся к истории отечеств. музыки, и др.), «Музыка и пение», «Russland Musik-Zeitung», с 1896 - «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний». Подъём обществ. и художеств. жизни в нач. 20 в. способствовал возникновению мн. муз. и муз.-театр. журналов - «Музыка и жизнь», уделявший большое внимание вопросам нар. муз. творчества, муз. образования, хор. пения, популяризации классич. музыки в нар. массах, «Музыкальный труженик», освещавший на своих страницах социальные вопросы и быт орк. музыкантов, дирижёров, певцов, преподавателей муз. учебных заведений и др. Позднее начали выходить журналы «Музыка» и «Музыкальный современник». Последний содержал важные по значению историко-муз. материалы. Спец. его номера посв. М. П. Мусоргскому, С. И. Танееву, А. К. Скрябину. В этот период на страницах муз. журналов выступают: А. В. Оссовский, В. Г. Каратыгин, Ю. Д. Энгель, С. Н. Кругликов, В. П. Коломийцев и др. Значит. фактич. материалы содержатся в таких театрально-муз. журналах, как «Артист», «Ежегодник императорских театров», «Театр и искусство», «Рампа и жизнь». В 1900-х гг. оживляется издание муз. периодики в провинции: «Ваян» и «Гусельки-яровчаты» (Тамбов, затем Нижний Новгород), «Музыка гитариста» (Тюмень), «Музыкальное самообразование» (Одесса) и др. В 1902 начал издаваться первый в мире журнал, посв. грампластинке («Граммофон и фонограф»). В СССР в 20-30-х гг. выходили журналы: «К новым берегам», «Музыкальная новь», «Современная музыка», «Музыкальное образование», «Музыка и революция», «Пролетарский музыкант», «Музыкальная самодеятельность»; «Музика» и «Радянська музика» (на укр. яз.) и др. С 1933 издаётся теоретич. журнал «Советская музыка», рассчитанный гл. обр. на проф. музыкантов, с 1957 - журнал «Музыкальная жизнь», предназначенный для широких кругов любителей музыки и муз. самодеятельности. Материалы, посв. муз.-сценич. искусству, публикуют журналы «Театр» и «Театральная жизнь». С 1950-х гг. выпускаются периодич. музыковедческие издания, публикующие науч. исследования, теоретич. статьи («Вопросы музыкознания», Москва, 1952-56), ежегодные музыковедческие сборники: «Вопросы теории и эстетики музыки» (Ленинград, с 1962), «Музыка и современность» (Москва, с 1963), «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» (Москва, с 1954), «Украiнське музикознавство» (Киев, с 1960-х гг.) и мн. др. |