КАЧЧА (итал. caccia, букв. - охота, погоня, преследование; франц. chasse) - в эпоху Раннего Возрождения жанр светских вок. пьес имитационного склада, изображающих картины охоты, рисующих разл. жанрово-бытовые сценки. В 14 в., когда стало характерным обращение к камерно-инстр. жанрам, бытовой песенности, К. получила широкое распространение во Франции, несколько меньшее - в Италии. Итал. К. - трёхголосные: два голоса изложены в виде канонич. имитации, третий - инструментальный; франц. К. - в большинстве случаев двухголосные, иногда с присоединением третьего (необязательного) голоса. Музыка К. иллюстрировала содержание поэтич. текста, чему содействовала и сама её форма - канон, т. е. «преследование» одного голоса другим. В это время канонич. изложение зачастую понималось именно подобным образом, что наряду с характером поэтич. текстов могло определить выбор названия для этого жанра. К. исполнены движения, энергии, динамичны, насыщены элементами натуралистич. звукоподражания (звучание охотничьих рогов, восклицания охотников, лай собак, уличные выкрики и т. п.). Нек-рые особенности метрич. построения поэтич. текстов К. (завершающий рефрен из двух рифмующихся 11-стопных стихов) говорят о влиянии на неё мадригала, возможно и фроттолы. В музыку эпохи Возрождения К. внесла элементы программности. В 17-18 вв. жанр К. получает инстр. претворение. В виде К. написаны быстрые части в ряде скрипичных сонат Ж. М. Леклера, Ж. Ж. Мондонвиля, Ф. Шабрана, концертов А. Вивальди, клавирных сонат Д. Скарлатти. Для инстр. К. характерны двухголосные мелодич. обороты фанфарного склада (чередования сексты, квинты и терции), имитирующие звучание охотничьего рога, непрерывность ритмич. движения восьмыми (в триольном ритме). Строгое канонич. изложение в этих К. не применяется. Новые элементы в построение инстр. К. внёс Н. Паганини. В своём каприччо No 9 (сб. «24 каприччи» для скрипки соло, ор. 1), написанном в форме рондо, он придаёт теме К. ритмически более рельефные очертания, динамизирует характер осн. движения, отказавшись от традиционного триольного ритма. Из композиторов 20 в. К. для скрипки и фп. (в стиле Ж. Б. Картье) написал Ф. Крейслер (серия «Классические рукописи»). Изд.: Fourteenth-century Italian сассе, ed. by W. Th. Marrooco, Camb. (Mass.), 1942, 1965. |