КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович [р. 17(30) XII 1904, Петербург] - советский композитор, педагог и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1963). Доктор искусствоведения (1965). Действит. чл. Академии педагогич. наук СССР (1971). Чл. КПСС с 1940. Депутат Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (1929, занимался также в классе у Г. Л. Катуара), по фп. у А. Б. Гольденвейзера (1930). Был чл. Производственного коллектива студентов (Проколл). С 1932 преподаёт (с 1939 профессор) в Моск. консерватории (композиция и теоретич. предметы). В 1940-46 был гл. ред. журн. «Советская музыка», в 1949-52 зав. сектором музыки Ин-та истории искусств АН СССР. Чл. Коллегии Министерства культуры СССР (1954). С 1952 секретарь правления CК СССР, с 1962 возглавляет комиссию по муз.-эстетич. воспитанию детей и юношества. Пред. Научного совета по эстетич. воспитанию при Президиуме Академии педагогич. наук СССР (1969). Чл.-корр. Академии искусств ГДР (1970). Почётный проф. консерватории в Мехико (1959). Вице-президент Английского рабочего хор. общества (1950). Чл. Совета директоров (1961), почётный президент (1972) Междунар. общества муз. воспитания. Чл. Советского комитета защиты мира (1953). Посетил ряд зарубежных стран. Выступает как пианист и дирижёр с исполнением своих произв. Основой большинства произв. К. является совр. социально значит. тематика. Композитор часто обращается к образам сов. молодёжи и детей (опера «Семья Тараса», оперетта «Весна поёт», детские кантаты, триада инструментальных концертов, многочисленные песни и фп. пьесы). В муз. палитре К. преобладают ясные, радостные тона; значит. место занимает лирика. Вместе с тем К. свойственно стремление к драм. напряжённости, даже к трагедийности, проявившееся уже в ранние годы (3-я симфония - Реквием памяти В. И. Ленина, 1933). Образы, созданные под впечатлением Великой Отечеств. войны 1941-45, усилили драм. линию творчества композитора. Мелосу К. присущи ясность, песенная выразительность. В некоторых произв. композитор непосредственно опирается на рус. нар. песню (фп. цикл из 24 прелюдий и др.). К. обращался также к укр., белорус., а в опере «Кола Брюньон» и к франц. песенно-танц. фольклору. Существ. роль в мелодич. стиле композитора принадлежит интонациям и ритмам революц. песен и гимнов, а также сов. массовых песен. В музыке К. широко развиты детские, молодёжные интонации - задумчиво-мечтательные, трогательно-наивные, бойкие, задорные, воплотившие романтику молодости и её жизненную активность. Важное место в творчестве К. занимает оперный жанр, в котором К. продолжает традиции оперной драматургии П. И. Чайковского, традиции нар.-муз. драм М. П. Мусоргского. На формирование творчества К. оказали воздействие также Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев. Оперы К. сочетают симфоничность с песенностью и ариозно-декламац. складом вок. партий. Опера «Кола Брюньон» (Ленинская пр., 1972) привлекает лиризмом, красочными жанровыми и драм. сценами. В основе оперы - социальный конфликт (Брюньон - Герцог). Гл. герой - Брюньон - олицетворение нар. мудрости, юмора и неиссякаемых творч. сил. Музыка оперы, поэтичная и темпераментная, передаёт франц. нац. колорит (что было отмечено Р. Ролланом). Опера «Семья Тараса» (2-я ред.; Гос. пр. СССР, 1951), повествующая о судьбах семьи, оказавшейся на территории, временно захваченной врагом, насыщена конфликтами, столкновениями антагонистич. сил. Она отличается мастерством драматургии, в частности драматургии орк. тембров. Обращают на себя внимание выразит. лейтмотивы, муз. характеристики, запоминающиеся песенные эпизоды, вок. монологи. Наиболее крупное вок.-симф. произв. К. - «Реквием» (сл. Р. И. Рождественского, 1964; Гос. пр. РСФСР им. Глинки, 1966). Композитор и поэт создали образы народа, сов. воинов, матери, скорбящей о погибшем сыне, детей, показали картины воен. лет и борьбы за мир, за будущее. Среди симфоний К. выделяются 2-я и 4-я. Триада инстр. концертов посвящена сов. молодёжи: концерт для скрипки с орк. (Гос. пр. СССР, 1949), 1-й концерт для влч. с орк. (1949), 3-й концерт для фп. с орк. (1952); они принадлежат к числу наиболее песенных инстр. произв. К.; в них использованы мелодии и интонации рус. и укр. нар. песен, а также песен, созданных самим композитором (в 3-м концерте для фп. с оркестром использована песня К. «Наш край»). Концерты получили широкую популярность среди молодых исполнителей. Нек-рые камерные произв. К. (2-я и 3-я фп. сонаты, фп. прелюдия d-moll) по своему содержанию и отчасти муз. тематизму близки к его крупным оперным и вок.-симф. сочинениям. В 3-й сонате для фп. и 2-м квартете (Гос. пр. СССР, 1946) есть интонац. родство с оперой «Семья Тараса». Соната для влч. и фп. по своему образному строю в известной мере близка «Реквиему». Фп. стиль К. отличается прозрачностью; композитор широко использует мелодич. возможности инструмента, мелкую технику, иногда прибегает к колористич. приёмам. Детские фп. пьесы К. получили широкое распространение. Среди камерно-вок. сочинений К. особенно значительны «10 сонетов Шекспира», представляющие собой вок. монологи, в которых сочетаются возвышенные лирич. чувства и глубокие раздумья. Популярность приобрели многочисл. детские песни К. К. - автор мн. статей, преимущественно по вопросам эстетич. воспитания детей и молодёжи, а также статей, затрагивающих важные муз. проблемы современности, муз. наследия, композиторского мастерства. Соч.: оперы - Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленингр. Малый оперный театр; 2-я ред. 1968, пост. 1970, Ленингр. Малый театр оперы и балета, одноврем. в театре «Эстония», Таллин), В огне (Под Москвой, 1943, Большой театр), Семья Тараса (по повести «Непокорённые» Горбатова, 1950, Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова), Никита Вершинин (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1955, Большой театр), Сёстры (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета); балет - Золотые колосья (1940, не оконч.); оперетта - Весна поёт (1957, Моск. театр оперетты); для симф. орк. и хора - Поэма борьбы (1930), Родина великая (кантата, сл. разных поэтов, 1942), Народные мстители (сюита, 1942), Песня утра, весны и мира (кантата, 1958), Ленинцы (кантата, 1959), Реквием (посв. «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», сл. Р. И. Рождественского, 1962), О родной земле (кантата, 1965); для орк. - 4 симфонии (cis-moll - 1932, c-moll - 1934, b-moll - Реквием памяти Ленина для оркестра и хора - 1933, c-moll - 1956); сюиты - из оперы Кола Брюньон (1941), Комедианты (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» Даниэля, 1946), Ромео и Джульетта (муз. зарисовки, 1956); симф. поэма Весна (1960), Патетическая увертюра (I960); для фп. с орк. - 3 концерта (1929, 1936, 1952), рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964), концерт для скр. с орк. (1948); для влч. с орк. - 2 концерта (1949, 1964); камерно-инстр. произв. - 2 струн. квартета (1928, 1945); для фп. (всего ок. 150), в т.ч. - 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-гоМеждунар. конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.; для скр. и фп. - Импровизация (из музыки к фильму «Петербургская ночь»), рондо (для 2-го Междунар. конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скр. и фп. (1965); для влч. и фп. - соната; для голоса с фп. - 10 сонетов Шекспира (1955, пер. С. Я. Маршака), романсы на сл. Р. Гамзатова и др.; песни - 7 весёлых песен (сл. С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (сл. С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (сл. С. Я. Маршака), Наш край (сл. А. Пришельца), Пионерское звено (сл. О. И. Высоцкой), Про вожатую (сл. О. И. Высоцкой), Школьные годы (сл. Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (сл. В. И. Викторова), Часовые стоят (сл. В. Шляхова), Не только мальчишки (сл. В. И. Викторова), Счастье (сл. О. И. Высоцкой), Артековский вальс (сл. В. И. Викторова) и др.; музыка к драм. спектаклям (15) - «Земля и небо» бр. Тур (1932, МХАТ 2-й), «Мстислав удалой» Прута (1932, Центр. театр Красной Армии, Москва), «Шутники» Островского (1933, там же), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934, там же), «Дорога цветов» Катаева (1934, Т-р им. Вахтангова), «Слава» Гусева (1936, Центр. театр Красной Армии), «Весёлый портняжка» (1935, Центр. кукольный театр), «Мера за меру» Шекспира (1940, Т-р им. Вахтангова), «Чёртов мост» А. Толстого (1939, Моск. театр Сатиры), «Школа злословия» Шеридана (1939, МХАТ), «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Моск. Камерный театр), «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Моск. театр им. Ленсовета), «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, Т-р им. Вахтангова); музыка для кино - «Петербургская ночь» (1933), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1938), «Антон Иванович сердится» (1941), «Первоклассница» (1946, совместно с М. П. Зивом), «Сёстры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) и др.; музыка к радиопостановкам. Лит. соч.: Б. В. Асафьев, М., 1954; Избранные статьи о музыке, М., 1963; Из воспоминаний разных лет, «СМ», 1964, No 12; Про трех китов и про многое другое (книжка о музыке), М., 1970; Прекрасное пробуждает доброе, М., 1973. |