КАБЕСОН (Cabezon) Фелис Антонио де (30 III 1510, Кастрильо де Матахудьос, Бургос - 26 III 1566, Мадрид) - испан. органист, клавикордист, композитор и педагог. Был слепым. Ок. 1521 учился у церк. органиста Г. де Баэсы в Валенсии. Служил в капелле местного архиепископа, при дворе Карла V в Мадриде, затем до конца жизни работал камер-музыкантом капеллы Филиппа II. На придворной службе сблизился с композитором Т. де Санта-Мария и виуэлистом Л. де Нарваэсом. Сопровождал Филиппа II в его поездках по Италии, Германии, Фландрии (1548-51) и Англии (1554-56). Историч. значение имело посещение К. Лондона; существует мнение, что его игра на клавикорде произвела сильное впечатление на англ. музыкантов и любителей музыки и послужила толчком для расцвета в Англии искусства игры на вёрджинеле и литературы для этого инструмента. К. - один из первых крупных композиторов, создававших музыку для органа и клавишных инструментов. Путешествия и обязанности придв. музыканта не дали возможности К. записать б. ч. своих произв. Известны сб. его сочинений «Libro de cifra nueva» (1557) и пьесы, помещённые в сб., изданном посмертно его сыном и преемником по придв. службе Эрнандо К. (1541-1602) в испан. табулатурной записи, - «Музыкальные произведения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы Антонио де Кабесона…» («Obras de musica para tecla, arpa y vihuela de Antonio de Cabezon…», 1578). Пьесы К., входящие в последний сб., расположены по степени возрастающей трудности и были написаны им для учеников с целью развития фантазии и исполнит. техники. Среди них обр. литургич. напевов, 2- и 3-голосные пьесы, 4-голосные тьенто, версо, фобурдоны, колорированные и варьированные переложения вок. отрывков, диференсиас, представляющие первые самостоят. образцы клавирной литературы. В последних тонко разработана вариац. техника виуэлистов применительно к клавишным инструментам. Для стиля музыки К. характерны сосредоточенность, экспрессивная сдержанность, строгость при общей певучести стиля. По совершенству муз. письма К. во многом опередил своих современников. К. виртуозно использует свободное полифонич. ведение голосов, осн. на принципе имитации (2- и 3-голосные пьесы), в вариац. циклах применяет развитую мотивно-фигурац. технику (в мастерстве техники мотивного сцепления он предвосхитил достижения англ. вёрджинелистов). Во мн. сочинениях опирается на нар.-песенную и танц. основу. К. имел множество учеников и последователей; исполнит. принципы его школы (к ней причисляют X. Бермудо и Томаса Гомеса) оказали влияние на совр. ему музыкантов др. стран. Сб. сочинений К., изданный в 1578, переиздал Ф. Педрель в антологии «Испанская школа духовной музыки» («Hispaniж scholae musica sacra», v. III- IV, VII, VIII, Barcelona, 1895-98), орг. соч. в «Антологии испанских органистов-классиков» («Antologia de organistas clasicos espanoles», v. 1-2, 1908); клавирные произв. изд. С. Кастнером в Майнце (1951). |