КАЛЬКБРЕННЕР (Кalkbrenner) - семья нем. музыкантов. Кристиан К. (22 IX 1755, Минден, Сев. Рейн-Вестфалия - 10 VIII 1806, Париж) - немецкий композитор и теоретик. Учился игре на фп. у Беккера и на скр. у Родевальда в Касселе. В 1788 хормейстер в Берлине; в 1798 - в Париже в театре «Гранд-Опера», где поставил свою оперу «Олимпия» (1798); написал две симфонии, концерт и сонату для фп.; автор работ «Теория искусства композиции» («Theorie der Tonsetzkunst», 1789), «Краткий очерк истории музыки» («Кurzer Abriss der Geschichte der Tonkunst», 1792). Фридрих Вильгельм Михаэль К. (между 2 и 8 XI 1785, близ Касселя - 10 VI 1849, Анген-ле-Бен, Валь-д'Уаз) - пианист, педагог и композитор. Сын и ученик Кристиана К. В 1801 окончил консерваторию в Париже по кл. фп. у А. Адана (гармонию изучал у Ш. Кателя). В 1803 брал уроки контрапункта у И. Альбрехтсбергера в Вене. Здесь большое влияние на его творчество оказало искусство М. Клементи. Выступал в Берлине, Мюнхене, Штутгарте. В 1806 успешно дебютировал в Париже. В 1814-23 жил в Лондоне, где вошёл в компанию с И. Б. Ложье для эксплуатации изобретённого последним хиропласта (механич. аппарата для регулирования положения рук и тренажа пальцев пианиста) и, упростив его, способствовал широкому применению в пед. практике. В 1823 гастролировал в Германии с арфистом Ф. Ж. Дизи. В дальнейшем жил в Париже, пользовался популярностью как виртуоз и модный преподаватель игры на фп., стал совладельцем фабрики фп. Плейеля. В 30-40-х гг. 19 в. совместно с А. Герцем возглавлял группу парижских пианистов салонного направления, к-рую Ф. Лист, не без едкости, прозвал «братией рояльных акробатов». Методич. принципы К. изложил в школе «Метод изучения фортепиано при помощи обра-зователя руки» («Methode pour apprendre le pianoforte а l'aide du guide-mains», P., 1830). Эту школу высоко оценил Р. Шуман. Большинство соч. для фп. относится к жанру салонной музыки (фантазии, каприсы, вариации и др.). К. написал для фп. 4 концерта, мн. сонат, сб. этюдов, камерно-инстр. ансамбли и др. Опубликовал «Трактат гармонии пианиста» («Traitй d'harmonie du pianiste», P., 1849). |