КАЛЬМАН (Кбlman) Имре (Эммерих) (24 X 1882, Шиофок, Венгрия - 30 X 1953, Париж) - венгерский композитор. Один из основоположников и наиболее видных представителей т. н. новой венской оперетты. Учился композиции у X. Кёслера в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште, одновременно изучал право на юридич. ф-те университета. Творч. деятельность начал будучи студентом. Писал музыку в разл. жанрах - симф., вок., фп. произв., а также куплеты для кабаре. В 1904-08 работал муз. критиком газеты «Pesti Naplу». В 1906 К. впервые обратился к муз. театру, написав музыку к пьесе «Наследство Переслени» («Das Erbe von Pereszleny»), запрещённой после неск. представлений из-за её антигабсбургской направленности. Вскоре К. совместно с известным либреттистом К. Баконем написал оперетту «Осенние маневры», с успехом пост. в Будапеште («Tatarjaras», 1908), Вене («Herbstmanöver», 1909), позднее - во мн. городах Европы и Америки. После этого К. целиком посвятил себя опереточному жанру. Им написано 20 оперетт. Успех его оперетт «Солдат в отпуске» («Az obsitos», 1910, Будапешт; 1911, Вена, под названием «Хороший товарищ» - «Der gute Кamerad»), «Цыган-премьер» («Cigб-nyprimas», 1912, Вена; 1913, Будапешт), «Королева Чардаша» («Csardaskiralynц», известна под назв. «Сильва», 1915, Вена; 1916, Будапешт) выдвинул К. в число наиболее популярных композиторов в области опереточного жанра в Европе. В «Сильве» - одной из вершин творчества К., полностью сформировался стиль новой венской оперетты, отличающейся остротой сюжетных ситуаций, развёрнутой муз. драматургией, эффектной оркестровкой. В лучших произв. К. эти черты соединяются с яркой, мелодичной музыкой, близкой по характеру и тематич. материалу к венг. фольклору. В ряде оперетт К. выводит в качестве гл. действующих лиц простых людей - нар. музыкантов и крестьян, артистов, бедных художников и др., противопоставляя их богатым буржуа. Творчество К. достигло расцвета в 1920-е гг., когда он жил в Вене, где проходили премьеры его оперетт. Вслед за «Сильвой» широкую популярность завоевали «Баядера» («Die Bajadere», 1921), «Графиня Марица» («Gräfin Mariza», 1924), «Принцесса цирка» («Die Zirkusprinzessin», 1926) и «Фиалка Монмартра» («Das Veilchen von Montmartre», 1930), в последней наиболее ярко раскрылась лирич. сторона дарования К. Наряду с этим для мн. произв. К. характерны салонная поверхностность сюжетов и банальность музыки, присущие бурж. развлекательной комедии. После захвата Австрии фашистской Германией в 1938 произв. К. были запрещены и композитор эмигрировал в Швейцарию, в 1940 переехал в США. С 1948 жил в Париже. Соч.: оперетты (кроме упомянутых; даты пост. в Вене) - Маленький король (Der Кleine Кцnig, 1912), Фея карнавала (Die Faschingsfee, 1917), Голландочка (Das Hollandweibchen, 1920), Золотой рассвет (Golden Dawn, Нью-Йорк, 1927), Герцогиня из Чикаго (Herzogin von Chicago, 1928), Дьявольский наездник (Der Teufelsreiter, 1932), Императрица Йозефина (Кaiserin Josephine, 1936, Цюрих), Маринка (1945, Нью-Йорк), Аризонская леди (Arizona Lady, радиооперетта, 1954, Берн); для орк. - симф. поэма Сатурналии (1904), симф. поэма Эндре и Иоганна (1905) и др.; соч. для фп.; вок. произв.; музыка для театра и кино. |