КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА. Калмыцкое нар. муз. искусство до Великой Oкт. социалистич. революции существовало только в устной нар. традиции. Нар. песня была одноголосной и исполнялась в особой манере вокализации на гортанном звуке нар. певцами - дуучи и джангарчи (исполнители эпоса). Ладовую основу песен составляет диатоника с сохранением отд. пентатонич. оборотов. Протяжные песни - ут дун относятся к древней муз. культуре калмыков, их разнообразное содержание отразило патриархально-родовой быт кочевого скотовода, картины природы. Протяжные песни отличаются импровизационностью, нередко лишены метроритмич. определённости, для них характерны квартово-квинтовые интонации, скачки на сексты и септимы, обилие орнаментальных украшений. Ниспадающие мелодич. скачки заполняются обычно глиссандированным скольжением голоса. Звуковой объём протяжных песен зачастую превышает октаву. В протяжных песнях исполнители добавляют гласные буквы, слоги и концовки, расширяя тем самым мелодич. линию и дробя длительности на более мелкие доли. Короткие песни - ахр дун более просты, в них преобладают куплетная форма, квадратная структура и чёткий ритм (встречаются и неравнодольные такты). Мелодии коротких песен рельефны и развиваются на основе варьированно повторяющихся попевок. В жанре ахр дун создаются совр. сов. песни: трудовые, военные, лирические, бытовые и др. К этому жанру примыкают песни-шутки, песни-танцы, близкие частушкам - келдг билдж дун (что означает «пение говорком»). Мелодика такой песни в большинстве случаев построена на скороговорке, каждому слогу текста соответствует одна нота. В отличие от протяжных, короткие песни исполняются под аккомпанемент домбры или саратовской гармоники. Музыка калмыцких народных танцев разнообразна по мелодике, её отличает чёткий ритм. Моторно-оживлённый, огневой темп свойствен мужскому танцу, женские связаны с более напевными и закруглёнными мелодиями. Танцы сопровождаются игрой на двухструнной домбре. В Калмыкии были распространены разнообразные муз. инструменты: ятга, топшур, хур (струнно-щипковые и смычковые); бичкюр, гангдн, бюря, ухр-бюря (деревянные и медные духовые); кенкерге, цанг, арамбру (ударные) и др. Ныне они вышли из употребления, их вытеснили домбра и гармоника. После Oкт. революции 1917 широкое развитие получает самодеятельное муз. искусство. Создаются хор. и танц. коллективы, домбровые оркестры. Происходит процесс перехода от унисонного хор. исполнения к 2-3-голосному. Создаются новые песни, воспевающие новых героев и новую жизнь. Этапным в развитии нац. муз. и театр. искусства стал муз. спектакль «Улан cap» («Красный месяц», 1931, Саратов), в котором участвовали хор (120 участников), танц. группа (40 чел.), симф., домбровый, духовой и хуральный оркестры, явившиеся первыми нац. муз. коллективами. Большую помощь в становлении проф. муз. культуры Калмыкии оказали муз. деятели др. республик. В 1934 в Москве был издан сб. нар. песен, записанных М. Л. Тритузом, затем обработки калм. нар. песен (Д. С. Васильев-Буглай, З. Л. Компанеец и др.), появляются произв. для симф. оркестра, написанные на основе калм. фольклора (В. А. Гайгерова, А. Э. Спадавеккиа, Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев). Плодотворно работают в области калм. проф. музыки М. О. Грачёв (автор оркестровых и вок. произв., в т.ч. кантаты «На земле калмыцкой», 1962), П. Чонкушев. В 1926 в Астрахани основана Калм. драм. школа, в которой были классы фп., теории музыки, хоровой, в 1930 организуется техникум искусств с муз.-драм. и хореографич. отделениями, а в 1937 в Элисте - детская муз. школа. Преподавателями в этих уч. заведениях были рус. музыканты (П. В. Беляев, Н. А. Бубнов, А. X. Степанова, М. Л. Тритуз, Е. Я. Тимухин, О. А. Зурабова). Видную роль в развитии нац. муз. искусства сыграл оркестр драм. театра. За годы Сов. власти выросли нац. кадры музыкантов-исполнителей. Среди деятелей калм. музыки: засл. арт. РСФСР В. Гаряева, засл. арт. Калм. АССР В. Ильцаранова, А. Мукаева, дирижёр С. Г. Дорджин, певица засл. арт. Калм. АССР У. Б. Лиджиева, домбристы Б. Эрдниев, Б. Очаев. В Калм. АССР работают (1974): Калм. ансамбль песни и танца «Тюльпан» (с 1937), при ансамбле - оркестр нац. инструментов (с 1970); филармония (с 1939), Респ. отделение хор. общества (с 1967), Муз. уч-ще в Элисте (с 1960), 18 детских муз. школ, 3 детские хор. школы. |