КАМПАНИНИ (Campanini) - итал. музыканты, братья. Итало К. (30 VII 1845 или 29 VI 1846, Парма - 14 или 22 XI 1896, Вигатто, близ Пармы) - певец (лирич. тенор). Пению учился в Корол. школе музыки у Дж. Гриффини. В 1863 дебютировал в пармском театре, после чего был приглашён в итал. оперную труппу, выступавшую в Одессе. Возвратившись в 1869 на родину, совершенствовался у Ф. Ламперти в Милане. Широкую известность принесло К. исполнение партии Лоэнгрина во время первого представления оперы в Болонье (т-р «Комунале», 1871). Уже тогда проявилась характерная черта искусства К. - сочетание блестящего вок. мастерства с тонкой сценич. игрой. В 1872 начались гастрольные выступления К. в Англии, Сев. Америке, России, принёсшие ему мировую славу. К. был одним из выдающихся представителей итал. бельканто. Исполнительское искусство К. оказало большое влияние на развитие сценич. культуры оперных певцов, реформировало в значит. степени итал. муз. театр. Расцвет творчества К. относился к 1871-84. Лучшие партии: Лоэнгрин, Хозе; Фауст (в операх Гуно и Бойто), Радамес, Отелло. Последнее выступление К. состоялось в 1894 в Лондоне. Клеофонте К. (1 IX 1860, Парма - 19 XII 1919, Чикаго) - дирижёр. Муз. образование получил в Пармской и Миланской консерваториях, где учился игре на скрипке и дирижированию. В 1883 дебютировал как дирижёр в пармском театре «Реджо» (оперы «Трубадур» и «Кармен»). В том же году под его управлением состоялась премьера оперы «Отелло» в театре «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). С 1888 гастролировал в Италии (дирижировал премьерой оперы «Чио-Чио-сан» в театре «Ла Скала», Милан, 1904, и др.), в Англии (дирижёр итал. оперы в театре «Ковент-Гарден», Лондон), в странах Юж. Америки. В 1906-09 гл. дирижёр и худ. рук. «Манхаттан-опера» (Нью-Йорк), с 1910 до конца жизни гл. дирижёр, с 1913 также генеральный директор оперной труппы в Чикаго. В 1913 провёл цикл оперных спектаклей в Париже, посв. 100-летию со дня рождения Дж. Верди. Выступал в симф. концертах. Наиболее плодотворный период исполнительской деятельности К., блестящего знатока оркестра и оперного театра, относится ко времени работы в Сев. Америке; К. способствовал расширению репертуара театров, впервые пост. на амер. сцене оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Луиза» Шарпантье, «Таис» и «Сафо» Массне, «Ожерелье мадонны» Вольф-Феррари и др. |