КАНАДСКАЯ МУЗЫКА. Музыка издавна составляла важную часть повседневного быта как коренных жителей страны, так и переселенцев, появившихся в Канаде в нач. 17 в. Рост муз. культуры тормозился рядом факторов (нац. неоднородность населения, неравномерность развития отд. р-нов страны и др.). Особенности историч. развития Канады обусловили тесную связь её муз. жизни с англ. и франц. культурой. Путешественники и священники-миссионеры использовали культовую музыку для приобщения индейцев и эскимосов к христианству. Уже в 17 в. мн. индейцы участвовали в церк. хорах. Традиц. духовные песнопения переводились на язык индейских племён и несколько видоизменялись для удобства исполнения. Кроме того, к текстам из Священного писания приспосабливали франц. и индейские мелодии. Однако индейские племена, сопротивлявшиеся принятию христианства, стремились сохранить свои песни и танцы. Для музыки индейцев характерны пентатоника, разнообразная и весьма сложная.ритмика (распространён переменный ритм 3/4-2/4). важная роль принадлежит ударным инструментам. В индейской нар. музыке нередко возникает своеобразная полиритмия: мелодия на 2/4, аккомпанемент ударных на 3/4. Известны песни воинов, охотников, знахарей, сборщиц ягод, лирические песни, хвалебные, любовные, колыбельные, погребальные и т.д. Различаются песни и инструментарий племён прибрежных и горных р-нов страны (последние имеют много общего с фольклором народов Сибири, в частности чукчей и коряков). Глубокое изучение индейского фольклора началось сравнительно недавно (первые попытки записи фольклора индейцев племени микмаков сделаны в 17 в. франц. историком М. Лекарбо). С ранних времён колонизации сохранились песни белых переселенцев (гл. обр. из Франции). Авторами и исполнителями этих песен были бродячие торговцы, охотники, фермеры, лесники и особенно путешественники на лодках каноэ (voyageurs), создавшие популярный жанр песен (canoe-songs). Фольклор переселенцев испытал влияние индейской музыки (отсюда синкопированные ритмы, значит. распространение ударных инструментов). Первыми собирателями и исследователями канад. фольклора в 19 в. были Ф. А. Ю. Ла Рю и Э. Ганьон), отд. образцы нар. музыки записали М. Барбо, X. Крайтон, Э. Б. Гринлиф, Г. Мэнсфилд, Р. Джонстон, Э. Фаук и др., однако систематич. изучения нар. творчества не велось. Развитию светского музицирования в Канаде препятствовали религиозные секты. Важное место в муз. жизни вплоть до 19 в. занимала церковь. С кон. 17 в. музыка становится существенной частью церк. празднеств. В 1657 в Квебекском кафедральном соборе был установлен первый в Сев. Америке орган, а в нач. 18 в. органы имелись уже во всех больших городах (первый известный органист - Ж. Б. Пуатье дю Бюиссон). Получают распространение и др. европ. инструменты - скрипка, флейта, труба, гитара и т. д. В 40-х гг. 18 в. в Квебеке работали скрипач М. Буте и миссионер К. Даблон, дававшие уроки игры на разл. инструментах. Одно из ранних муз. произв. было создано священником Ш. А. Мартеном (месса, из которой сохранился только отрывок). В 18 в. рост муз. культуры Канады замедлялся частыми войнами между Англией и Францией. После завоевания Канады англичанами муз. жизнь областей, населённых франко- и англо-канадцами, развивалась обособленно. Возросла роль гарнизонных воен. оркестров, приобрели популярность марши, гимны, баллады. На основе воен. оркестров в нач. 19 в. возник ряд духовых оркестров - «Канадские музыканты» во главе с Ж. К. Браунейсом, танцевальный под упр. Ш. Соважо, оркестр П. Хьюза и др. В 18 в. в крупных городах возникли муз. общества. Один из первых проф. музыкантов Канады - Ф. Г. (Ф. А.) Глаккемайер (уроженец Германии), инструменталист, композитор, педагог (давал уроки игры на фп., скрипке, виолончели, органе), был основателем, президентом и директором Квебекского филармонич. общества (осн. 1820). В Квебеке работали также органист, педагог и комп. Т. Ф. Мольт, организатор и руководитель хора и оркестра при Англиканской церкви С. Кодмен. В 19 в. зарождаются муз. общества и конц. жизнь в Монреале, Сент-Джоне, Торонто, Виктории и др. городах. Начиная с последнего десятилетия 18 в. в Канаде ставились европ. оперы, выступали гастролёры, в т.ч. итал. труппы. Основоположником муз.-сценич. жанра в К. м. был поэт, драматург и музыкант-любитель Ж. Кенель - автор произв., близких франц. комич. опере («Кола и Колинетта», 1790, Монреаль; «Лука и Сесиль», «Англомания»). В кон. 18 - нач. 19 вв. возникают музыкально-учебные заведения при церквах (среди первых муз. педагогов - А. Браман, Р. Макфарлен, С. Хамберт); зарождается нотопечатание (первые нотные сборники - духовные сочинения С. Хамберта - были изд. в 1800-1802 в Квебеке Дж. Нилсоном). Во 2-й пол. 19 в., особенно после образования федерации (1867), возникли предпосылки для более быстрого развития К. м. Однако муз. жизнь по-прежнему была лишена прочной материальной и организационной основы. Достижения этого периода связаны гл. обр. с деятельностью отд. музыкантов-энтузиастов. Композитор и дирижёр К. Лавалле (автор комич. опер «Лоу-лоу», «Суд Соломона», «Вдова», орк., хор., камерных сочинений, а также популярной патриотич. песни «О, Канада», ставшей нац. гимном) сформировал оперную труппу, студию, способствовал совместной работе англо- и франко-канадских музыкантов. Органист и комп. А. Дессан, прозванный «отцом квебекской музыки», участвовал в создании общества «Юньон мюзикаль» (1866), руководил концертами т. н. «Септет-клуба», основал курсы по муз. воспитанию. В Квебеке работали также певец и скрипач А. Паре, органист и пианист Д. Поль, автор первых канад. оперетт и педагог С. Лавигёр, певец Э. Блен де Сент-Обен. Композитор и дирижёр А. Лавинь создал первый регулярно выступавший оркестр в Квебеке - «Септуор Гайдн» (1871); по его инициативе в город приглашались гастролёры, устраивались муз. фестивали, издавались произв. канад. авторов. Во 2-й пол. 19 в. оживилась муз. жизнь Монреаля, где возникло неск. объединений музыкантов-любителей (Квартетное общество, Об-во орфеонистов, Филармонич. общество и др.). Уже в 1848 по инициативе Р. Фаулера проводились симф. концерты (исполнялась англ. и франц. музыка). В 1860 состоялся первый в Канаде большой муз. фестиваль (его концертами дирижировал Г. Принс). Значит. место в жизни города заняло Филармонич. общество Монреаля (1877-99), возглавлявшееся крупным дирижёром и автором камерных сочинений Г. Кутюром. В числе др. видных музыкантов города - скрипач Ф. Жеэн-Прюм, воспитавший многих проф. скрипачей, комп. Ш. В. Сабатье, скрипач Г. Торрингтон, хормейстер Ж. Ж. Перро, дирижёр и органист Ж. Б. Лабель и др. Одним из муз. центров страны становится также Торонто, где высокого уровня достигает хор. исполнительство. Оживляется муз. жизнь и в др. городах - в Китченере (проводятся песенные фестивали нем. населения), Гамильтоне, Фредериктоне, Оттаве и др. В 50-х гг. 19 в. Канаду посетили мн. иностр. гастролёры - Е. Линд, З. Тальберг, У. Булль, А. Вьётан, А. Патти, Л. М. Готшалк, после провозглашения федерации - А. Г. Рубинштейн, Г. Венявский, X. Бюлов, Л. Годовский, Л. Лемон н др. Муз. образование в Канаде в 19 в. ограничивалось частной практикой отд. музыкантов. В 1868 была открыта Квебекская академия музыки (по инициативе А. Лавиня, А. Дессана, Ф. Милса, А. Лагаса и др.), к-рая ведала установлением квалификации музыкантов и оказанием им помощи, но не имела возможности открыть учебные классы. В 1870-80 работала т. н. Канадская консерватория - небольшая муз. школа в Торонто (здесь ещё в 1852 была учреждена кафедра музыки при университетском Тринити-колледже). Однако одарённые музыканты получали проф. образование за границей. В сер. 19 в. значит. уровня достигает производство муз. инструментов - фп. органов и др. Предпринимались также попытки издания муз. журналов (существовали недолго ввиду ограниченного круга читателей). В кон. 19 - нач. 20 вв. наблюдается оживление муз. жизни Канады. Возрастает число концертов и спектаклей, появляются первые проф. коллективы. Существенным элементом муз. жизни становятся фестивали, сопровождаемые конкурсами хоров и дух. оркестров. За пределами страны завоёвывают известность Нац. хор (1903-28, рук. А. Ната) и Мендельсоновский хор (осн. в 1894). Повышению исполнительского уровня музыкантов-любителей и организации проф. оркестров способствовали т. н. оркестровые клубы. Первые полупрофессиональные оркестры возникли в Квебеке (1903, инициатор А. Лавинь, первый дир. Ж. Ве-зина), Торонто (1908) и Калгари (1913). Существовали многочисл. камерные ансамбли (из педагогов и оркестровых музыкантов), в ряде городов сформировывались полупрофессиональные оперные труппы, среди которых выделялась Монреальская оперная компания (1910-13). Однако из-за недостатка средств вскоре большинство из них распалось. В этот же период открылось неск. крупных уч. заведений: консерватории - в Монреале (1876), Торонто (1886), Галифаксе (1887); Муз. колледж в Торонто (1888), Муз. институт в Гамильтоне (1888) и др. К 1913 в Канаде насчитывалось более 50 муз. уч. заведений, но уровень преподавания в них не был высоким. На рубеже 19-20 вв. многие канад. артисты завоевали мировую известность, в том числе певица Э. Альбани, певцы Э. Готье, Э. Бурке, М. Эдвина, Э. Джонсон, скрипачки К. Парло (занималась у Л. С. Ауэра) и Э. Клинч, пианист А. Лалиберте (занимался у А. Н. Скрябина), органист Л. Фарнем и др. Выдвигается группа проф. композиторов, большинство из которых получило образование в Европе или переселилось в Канаду из Франции, Англии, Бельгии, Германии. Их творчество, связанное с европ. муз. школами и лишённое нац. характерности, в то же время в большой мере подготовило почву для роста нац. композиторской школы. Наряду с комп. К. Лавалле, А. Лавинем и Г. Кутюром выделяются Р. О. Пельтье, А. Контан, К. Лукас, У. О. Форсайт, а также А. Фортье, А. Трамбле, А. Лавалле-Смит, Ж. Л. Хон, О. Шатийон. В 20-40-х гг. 20 в. усиливается интерес к нац. фольклору. Организуются фестивали нар. музыки, выходят сборники нар. песен и танцев. Это способствует постепенному формированию нац. направления К. м., инициаторами которого выступают видный комп. и дир. Э. Макмиллан, дир. В. Пельтье. К канад. муз. фольклору обращаются в своём творчестве комп. X. Уиллан, К. Шампань, Э. Граттон. В К. м. существует неск. направлений. Мн. композиторы ведут поиски нац. муз. стиля, сохраняя связи с европ. школами. Так, франц. ориентации придерживаются Ж. Ж. Ганье, Ж. Э. Тангуэй, Л. П. Морен, П. Меркюр, Ж. Папино-Кутюр, К. Пепен, Ж. Вальран, М. Блэкберн, Ф. Морель, Р. Матьё, М. Перро, М. Дела, В. Бушар; с англ. традицией связаны У. Макнатт, Г. Риду, Э. Ратберн, Р. Флеминг, X. Фридман, Г. Джордж, М. Адаскин, Л. Смит, А. Уайтхед, Т. Кроуфорд и др. К авангардистскому течению, возглавляемому Дж. Вайнцвайгом (учеником А. Шёнберга), примыкают X. Сомерс, Л. Аплбаум, А. Бротт и др. Муз. жизнь Канады после 2-й мировой войны 1939-1945 стала развиваться более интенсивно и разнообразно. Этому в большой степени способствовали проф. объединения, поддерживающие музыкантов из разл. провинций страны: Канад. ассоциация композиторов, авторов и издателей (осн. 1951), Канад. муз. совет (1944), Канад. муз. центр (1958), отделение Междунар. общества «Музыкальная молодёжь» и др. Ведущими муз. центрами страны являются города Монреаль, Торонто, Квебек, Галифакс, Ванкувер, Оттава и др. В Канаде 3 постоянные оперные труппы (в Торонто, Монреале и Виннипеге). Балетные труппы работают в Онтарио (Нац. балет), Оттаве (Классич. балет) и Виннипеге (Корол. балет). Конц. жизнь страны находится преим. в руках амер. импрессарио. В Канаде насчитывается ок. 30 постояно действующих оркестров: в Торонто (Филармонический, осн. в 1934; Симфонический, 1908), Квебеке (1903), Монреале (1934), Галифаксе (1953), Гамильтоне (1950), Оттаве (1944), Ванкувере (1933) и др. Проф. хор. коллективы существуют при мн. университетах. В сер. 20 в. завоевали известность канад. пианисты Г. Гулд, А. Куэрти, Р. Турини, И. Хеллер; скрипачи - И. Гендель, Б. Дж. Хигин; дирижёры - А. Бротт, В. Фелдбрилл, П. Дерво, Ф. П. Декке, Ж. Бодри; певицы - М. Форрестер, Л. Маршалл, Т. Стратас; певцы - П. Алари, Р. Верро, Э. Джонсон, Л. Килико, Л. Симоно и др. С 1965 в Монреале ежегодно проводится Междунар. муз. фестиваль и конкурс музыкантов-исполнителей. В Торонто издавался журн. «Canadian Music Journal» (1956-62), с 1967 издаётся журн. «Мusicanada». |