КАНЦОНА (итал. canzone, canzona, от лат. cantio - пение, песнь; франц. chanson, испан. cancion, нем. Кanzone) - первоначально название разновидности лирич. стихотворений, зародившейся в Провансе и получившей широкое распространение в Италии 13-17 вв. Поэтич. К. имела строфич. строение и обычно состояла из 5-7 строф. С самого зарождения она была тесно связана с музыкой, к-рая подчёркивала её строфич. структуру. К., сочинявшиеся выдающимися итал. поэтами во главе с Петраркой, также получали муз. воплощение, обычно для неск. голосов. С муз. стороны такие К. сближаются с фроттолой. В 16 в. возникают и народные итальянские формы К., родственные вилланелле; к ним принадлежат разновидности canzoni alla napoletana и canzoni villanesche. В 16-17 вв. в Италии появляются и инстр. К. - для клавишных инструментов, для инстр. ансамбля. Вначале это были более или менее свободные обработки французских chanson, затем и оригинальные сочинения в стиле таких обработок. Обычно они представляли собой последование разделов имитац. склада на родственные основной теме или новые темы (часто обозначались как «Allegro») с вклинивающимися между ними разделами гомофонного склада (часто обозначались как «Adagio»). Франц. вок. К. и их обработки назывались в Италии canzon (alla) francese, в отличие от итал. вок. К. - canzona da sonar. К. часто издавались в табулатурах, партитурах, голосах; последние допускали возможность исполнения ансамблем и (после соответств. обработки) на органе. Среди итал. авторов канцон - М. А. Каваццони, которому принадлежат самые ранние образцы инстр. К. (Recerchari, motetti, canzoni, Венеция, 1523), А. Габриели, К. Меруло, А. Банкьери, Дж. Д. Ронкони, Дж. Фрескобальди. Фрескобальди часто применял в своих К. фугированное изложение, ввёл К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса. Через его учеников И. Я. Фробергера и И. К. Керля К. проникла в Германию, где сочинения в этом жанре писали в числе прочих Д. Букстехуде и И. С. Бах (BWV 588). Ок. 1600 в К. для ансамбля всё большее значение приобретает многохорность, чем создаются предпосылки для возникновения concerto grosso. К. для клавишных инструментов в 17 в. сблизилась с ричеркаром, фантазией и каприччо и постепенно превратилась в фугу; развитие К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса вело к возникновению сонаты. С кон. 18 в. назв. К. выходит из употребления; в 19 в. оно иногда применяется как обозначение вок. и инстр. лирич. пьес [К. «Voi che sapete» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского (in modo di canzone)]. |