КАНТОР (от лат. cantor - певец; нем. Кantor), Первоначально К. называли церк. певчих, принимавших участие в католич. богослужении. Позднее стали различать К. per usum - певчих, не имевших теоретич. подготовки и певших «по обычаю», т. е. на слух, и К. per artem - «искусных» певцов, знакомых с муз. теорией, с правилами певческого искусства. Последние нередко занимали должности певцов соборных и придворных капелл, были учителями пения в соборных, монастырских и гор. школах. Новый тип К. сложился в протестантских лат. школах 16 в. К. здесь должны были обучать учеников пению и всем предметам и руководить их пением в церк. хоре. Постепенно К. были избавлены от преподавания немуз. предметов, зато их муз. обязанности возросли. Помимо занятий в школе и дирижирования в церкви, к-рая стала привлекать и городских музыкантов-инструменталистов, им было вменено в обязанность создание муз. произведений (мотетов, кантат и т. п.) для праздничных и воскресных церк. служб, а также к разл. гор. торжествам. В больших муз. центрах на одного из К. возлагалась ответственность за музыку во всех церквах. Т. о., К. нередко становились руководителями всей муз. жизни города. В то же время им приходилось вместе со своими учениками выступать на свадьбах, семейных торжествах и погребениях зажиточных горожан, поскольку оплата их офиц. деятельности, как правило, бывала нищенской. Так вынужден был поступать и И. С. Бах, с 1723 до конца жизни (1750) состоявший К. Томаскирхе в Лейпциге. К кон. 18 в. в связи с изменением форм обществ. музицирования значение К., как главы муз. жизни города, сходит на нет. Во франц. певческих школах и церквах близкие к функциям К. обязанности выполнял «маэстро капеллы» (Maitre de chapelle). В рус. церк. пении хором руководит регент, иногда его замещает головщик. В евр. синагоге К. - главный певец, тогда как руководитель хора называется хазаном. |