КАПЕЛЛА (позднелат. capella, итал. cappella). 1) Хоровой исполнительский коллектив. Подобное значение термин «К.» получил не сразу. Примерно с 8 в. он означал место отправления церк. службы, а также контингент духовных лиц, служащих при дворе, включая и певчих (все они назывались капелланами). Постепенно певчие стали составлять всё большую часть К., и в 15 в. К. превратилась в коллектив одних певчих во главе с назначавшимся из их числа капельмейстером. С развитием инстр. музыки К. обычно превращались в смешанные ансамбли, объединяющие певцов и инструменталистов; наряду с церковными К. появились и светские. Отдельными К. руководили выдающиеся композиторы: И. С. Бах (К. Томаскирхе в Лейпциге), Й. Гайдн (К. князя Эстергази) и др. В России К. получили распространение с 18 в., гл. обр. в помещичьих усадьбах; с ними связана деятельность композиторов С. А. Дегтярёва, С. И. Давыдова, Д. Н. Кашина и др. Крупнейшей К. была Придворная певческая капелла (ныне Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки), где работали Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. С. Аренский, С. М. Ляпунов. 2) Обозначение оркестра особого состава (воен. К., танцевальная К., джазовая К.), а также название некоторых крупных симф. оркестров (Дрезденская, Берлинская, Веймарская, Шверинская государственные К.). И. Г. Лицвенко. |