КАРАЕВ Кара Абульфаз оглы (р. 5 II 1918, Баку) - советский композитор, педагог и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1959). Академик АН Азерб. ССР (1959). Чл. КПСС с 1949. Чл. ЦК КП Азербайджана (с 1960). Деп. Верх. Совета СССР 5-8-го созывов и Верх. Совета Азерб. ССР 4-го созыва. В 1930-35 занимался на рабфаке Азерб. консерватории (класс фп. Г. Г. Шароева); с 1935 студент той же консерватории (класс композиции Л. И. Рудольфа и основ нар. азерб. музыки У. Гаджибекова); в 1946 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Д. Д. Шостаковича. В 1941 худож. рук. Азерб. филармонии, в 1949 зав. сектором музыки Ин-та азерб. искусства им. У. Гаджибекова. С 1953 пред., первый секретарь CК Азерб. ССР, с 1962 секретарь правления CК СССР. С 1946 ведёт педагогическую работу (с 1959 профессор, в 1949-53 директор Азербайджанской консерватории). К. - создатель самобытной композиторской школы. Среди учеников К. - Р. Гаджиев, А. Бабаев, А. Меликов, X. Мирзазаде, В. Адигезалов, Т. Бакиханов, М. Мирзоев, О. Зульфугаров, М. Кулиев, Ф. Караев. Музыка К. глубока по содержанию, проникнута высоким этическим смыслом, философски значительна. Её основная тема - борьба за свободу, за прекрасное в жизни. Обращаясь к актуальным, острым проблемам современности, композитор тяготеет к драматически-конфликтной образности. В неразрывном единстве сплетены в его музыке тонкий психологизм, эпический размах, трагедийный пафос, проникновенная, целомудренная лирика. Для творчества К., отличающегося ярким новаторством, характерны активное развитие лучших традиций мирового и нац. муз. искусства, поиски новых выразительных средств. Выдающимся достижением советского муз.-хореографич. искусства являются балеты К. «Семь красавиц» (пост. 1952, Азерб. театр оперы и балета) и «Тропою грома» (пост. 1958, Ленингр. театр оперы и балета, Ленинская пр., 1967). Эти произведения основаны на широком симф. развитии. В балете «Семь красавиц» воссоздаются гуманистические образы поэмы Низами. Для музыки этого произв. характерно свободное творч. переинтонирование нар. мелоса. В балете «Тропою грома» композитор первым из совр. музыкантов раскрыл в этом жанре тему борьбы африканских народов против колонизаторов-поработителей. Мастерски разработан в балете южноафриканский фольклор. Многогранно по содержанию и жанрам симф. творчество К. Образы Низами воспроизведены в поэме «Лейли и Меджнун» (1947, Гос. пр. СССР, 1948). Герои Сервантеса представлены в гравюрах «Дон Кихот» (1960); в них переданы величие духа, гуманизм Дон Кихота, посвятившего себя борьбе со злом. О героических буднях соотечественников повествуют сюиты, созданные на основе музыки из фильмов «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953) и «Покорители моря» (1964), о мужественной борьбе вьетнамцев - сюита «Вьетнам» (1955). К. - автор 3 симфоний (1944, 1946, 1965), 3-я особенно значительна по своей драматургич. концепции, она связана с проблемами становления личности совр. человека, его отношением к жизни. К 3-й симфонии близок по содержанию концерт для скрипки с оркестром (1967). К. написаны крупные вок.-симф. произв. - кантата «Песня сердца» (1938), оратория-плакат «Ленин» (1970), «Гимн дружбы» (1972) и др., характерные ярким претворением интонационного строя нар. музыки и совр. массовой песни. Камерное творчество К. включает романсы на стихи А. С. Пушкина, фп. картину «Царскосельская статуя» (1937), струн. квартет (1947), сонату для скрипки и фп. (1960), цикл «24 прелюдии» для фп. Большую область творчества К. составляет музыка к драм. спектаклям (более 20; Гос. пр. Азерб. ССР 1965 за музыку к спектаклю «Антоний и Клеопатра», пост. 1964, Азерб. драм. театр) и фильмам (более 20). Соч.: оперы - Родина (Вэтэн) (совм. с Дж. Гаджиевым, либр. И. Идаятзаде и М. Рагима, 1945, Азерб. театр оперы и балета, Гос. пр. СССР, 1946), Нежность (1972, по А. Барбюсу); балеты - Семь красавиц (по мотивам поэмы Низами, 1952, Азерб. театр оперы и балета; 2-я ред. 1959, там же), Тропою грома (по одноим. роману П. Абрахамса, 1958, Ленингр. театр оперы и балета; 2-я ред. 1959, Большой театр, Москва); мюзикл - Неистовый гасконец (1973, по Ростану); для хора, солистов и орк. - кантаты и оратории - Песня сердца (сл. Расула Рзы, 1938), Песня счастья (сл. М. Ражма, 1947), Партия наша (сл. Самеда Вургуна, 1959), оратория-плакат Ленин (сл. Расула Рзы, 1970), Гимн дружбы (сл. Расула Рзы, 1972); для орк. - симфонии - 1-я (Памяти героев Великой Отечественной войны, 1944), 2-я (1946), 3-я (для камерного орк., 1965); сюиты - Азербайджанская сюита (1939), из балета «Семь красавиц» (1949), из музыки к фильму «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953), из музыки к фильму «Вьетнам» (1955), 3 сюиты из музыки к фильму «Покорители моря» (1964) и 2 сюиты из балета «Тропою грома» (1967), Хореографические картинки (1953), пассакалия и тройная фуга (1941), симф. поэма Лейли и Меджнун (1947), Приветственный марш с фанфарами (1948), Албанская рапсодия (1952), симф. гравюры Дон Кихот (I960, переложение для фп., 1964), Классическая сюита для камерного орк. (1966); для инструментов с орк. - Поэма радости (для фп., 1937), концерт для скр. (1967); для духового орк. - Спортивная сюита (1938), Азербайджанский марш (1943), Марш бакинских нефтяников (1951); для орк. азерб. нар. инструментов - Ашугский марш (оркестровка М. Ахмедова, 1944); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1942, утерян; 1947), фуга для струн. квартета (1940), квартеттино для струн. квартета (1942); для фп. - Царскосельская статуя (муз. картина, 1937), Траурная прелюдия (памяти С. Орджоникидзе, 1937), Трёхголосная фуга (1939), Азербайджанская рапсодия (1940), 2 сонатины (1940, 1944), 12 детских пьес (6-1950, 6-1966), 24 прелюдии в 4 тетр. (1951, 1952, 1957, 1966); для скр. и фп. - соната (1960); для голоса с орк. - Три тэснифа (Лейли, Ширин и Сэрэндж тэснифи, 1939); для голоса с фп. - 6 обр. азерб. нар. песен (1937), 6 рубайи (сл. Омара Хайяма, 1946), На холмах Грузии, Я вас любил (сл. А. С. Пушкина, 1949), Пионерская песня о мире (сл. З. Джаббарзаде, рус. текст И. Оратовского, 1951), Песня нефтяников моря (сл. М. А. Светлова, 1953); для хора без сопровождения - Колыбельная (1939), Осень (сл. Низами Гянджеви, 1947); для эстр. орк. - в т. ч. Танец (1957), Нергиз-песня (1957), Три ноктюрна для голоса и джаз-оркестра (сл. Л. Хьюза, 1958); музыка к спектаклям драм. театров, кино и др. КАРАЕВ Фарадж Кара оглы (р. 19 XII 1943, Баку) - советский композитор. Сын К. Караева. В 1966 окончил Азерб. консерваторию у К. Караева, в 1970 - у него же ассистентуру-стажировку. Претворяя классич. традиции, К. в то же время использует приёмы совр. техники. Среди осн. соч. - опера «Утро третьего дня» (по пьесе Ж. Ануя «Эвридика», 1975), одноактные балеты - «Тени Кобыстана» (1969, Баку), «Калейдоскоп» (1971, там же), орк. произв., в т.ч. программная симфония «La Quinta del Sordo» («Вилла Глухого», др. назв. - «Гойя», совм. с К. Караевым, 1979), «Орфей-симфония» (театр.-симф. ретроспекция, 1980), «Tristessa II» («Печаль II», для симф. и камерного оркестров, 1980); Concerto grosso памяти А. Веберна (для камерного оркестра, 1967), «Tristessa I» (для камерного оркестра, 1982), концерт для фп. и камерного оркестра (1973), «Journey to love» («Путешествие к любви»; монодрама для сопрано и камерного оркестра на стихи поэтов 20 в., 1978); 2 сонаты для фп. (1965, 1967), Соната для 2 исполнителей (1976). С 1966 преподаёт в Азерб. консерватории (с 1982 доцент). |