КАРИССИМИ (Carissimi) Джакомо (крещён 18 IV 1605, Марино, близ Рима - 12 I 1674, Рим) - итальянский композитор. В 1624-27 певец и органист в Тиволи, в 1628-29 капельмейстер собора в Ассизи, с 1630 - церкви св. Аполлинария в Риме. Автор многочисл. мотетов (св. 200), месс и др. Значение творчества К. в истории музыки определяется гл. обр. его вкладом в развитие жанра оратории. Он создал классич. тип оратории как произв. драматически-повествовательного, включающего сольные вокальные, хоровые эпизоды и отд. партию рассказчика - носителя действия. Сюжеты ораторий К. заимствовал, как правило, из Библии. К наиболее выдающимся относятся: «Иевфай», «Суд Соломона», «Валтасар», «Иона». Влияние К. прослеживается до 30-40-х гг. 18 в., когда этот тип оратории достиг вершины развития в творчестве Г. Ф. Генделя. К. принадлежит также большое количество камерных кантат (ок. 130) для 1-3 голосов в сопровождении basso continuo (см. Генерал-бас). В своём творчестве К. опирался на достижения венецианской и римской оперных школ. Однако яркая эмоциональная взволнованность, приподнятая экспрессия К. Монтеверди и Ф. Кавалли сменяются у него мягкой мелодич. чувствительностью, стройным изяществом формы, порой холодноватым рационализмом. Экспрессивно насыщенной вокальной декламации К. предпочитал законченную по рисунку, уравновешенную мелодику; ария (часто в форме da capo) отделена у него от речитатива. Музыка К. подготовила мн. элементы неаполитанской оперной школы. У К. (предположительно) учился виднейший представитель и глава этой школы А. Скарлатти. Собр. соч. К. издаёт (с 1951) Итал. институт истории музыки в Риме («Pubblicationi dell'Istituto italiano per la storia della musica», v. 3, под ред. Л. Бьянки). 4 оратории К. опубликованы Ф. Кризандером, в кн.: «Denkmäler der Tonkunst» (Bd 1-5, 1869-71, t. 2, 1869). |