КАРЛОВИЧ (Кarlowicz) Мечислав (11 XII 1876, Вишнево, Литва - 8 II 1909, Закопане) - польский композитор и дирижёр. Сын Яна К. (1836-1903), этнолога-славиота, композитора-любителя и виолончелиста, выступавшего в России и Польше. Учился игре на скрипке у Ф. Розенкранца в Гейдельберге (с 1885) и у С. Барцевича (с 1887) в Варшаве, где также изучал композицию под рук. П. Машиньского, Г. Рогуского и З. Носковского. В 1895 изучал естеств. науки в Варшавском университете. В 1896-1900 занимался композицией под рук. Г. Урбана, а также философией и историей музыки в университете в Берлине (там он писал печатавшиеся в Варшаве статьи о конц. жизни, особо выделяя произв. П. И. Чайковского и С. И. Танеева). В 1900 возвратился в Варшаву, в 1902 организовал при Варшавском муз. обществе любительский симф. оркестр, с которым выступал как дирижёр (в 1905-06 гл. дирижёр). В 1903-04 дирижировал в Вене и Берлине авторскими концертами. С 1906 К. - участник группы «Молодая Польша», оказавшей большое влияние на его мировоззрение. В 1906 учился дирижированию у А. Никиша в Лейпциге. Погиб в Татрах (был засыпан снежной лавиной). К. наряду с К. Шимановским - наиболее выдающийся польский композитор нач. 20 в. Ему принадлежит первая польская программная симфония - «Возрождение» и ряд программных симф. поэм. В музыке К. ощущается влияние П. И. Чайковского («Серенада» для струн. оркестра и др. ранние произв.), проявляющееся в особой выразительности лирич. начала, которое доминирует даже в виртуозных произв. (в т. ч. в скр. концерте, 1902), а также в характере гармонии и оркестровки; в обращении к жанру программной симф. поэмы заметно воздействие Р. Штрауса. Поэма «Эпизод на маскараде» («Epizod na maskaradzie», 1908-09) написана на сюжет повести «Три встречи» Тургенева - любимого писателя К. (не была завершена К.; закончена и инструментована Г. Фительбергом в 1911). В использовании рус. литературы проявился воспринятый от отца интерес к рус. культуре. В основу симф. поэм К. (наиболее значит. - «Станислав и Анна Осьвенцимы», 1906-07) положена форма сонатного allegro, где гл. темы приобретают значение лейтмотивов, в преобразовании которых важную роль играют тембровые средства. Приёмы вариационного развития способствуют композицион. цельности его симф. поэм. К нар. материалу К. почти не обращается; лишь в «Литовской рапсодии» использован литовско-белорус. муз. фольклор. Вок. лирика К. (гл. обр. произв. раннего периода творчества) отличается мелодич. богатством; в песнях К. заметны влияния Ф. Шопена, С. Монюшко, а также Ф. Листа. К. выступал в печати как музыкальный писатель и критик (статьи о Ф. Шопене, русских и зарубежных композиторах, старых польских скрипках), а также со статьями об альпинизме (был одним из первых пропагандистов польского альпинизма и лыжного спорта). Соч.: для орк. - симфония Возрождение (Odrodzenie, op. 7, 1901-02), 7 симф. поэм, в т. ч. Возвращающиеся волны (Powracajace fale, op. 9, 1903-04), симф. триптих Извечные песни [(Odwieczne piesni, 1904-06): Песнь о вечной тоске (Piesn о wiekuistej tesknocie), Песнь о любви и смерти (Piesn о milosci i smierci), Песнь о всебытии (Piesn о wszechbycie)), Литовская рапсодия (Rapsodia litewska, 1906), Грустная повесть, или Прелюдия о вечности (Smutna opowiesc…, 1908); камерные соч. - менуэт для струн. квартета (1895), пьесы для скр. и фп.; для фп. - соната и сонатина, 2 фуги (впервые по рукоп. фуга 1897 издана в СССР) и миниатюры; 2 марша для дух. орк.; романсы, 24 песни на сл. польских поэтов (К. Тетмайера, З. Красиньского и А. Асныка); вок. ансамбли; музыка для театра - симф. прелюдия и интермеццо из музыки к драме Ю. Новиньского «Белая голубка» (1900, Варшава), Лит. соч.: Niewydane dotychezas pamiatki po Fr. Chopinie, Warsz., 1904; Zyciorys Moniuszki, «Echo Muzyczne, teatralne i artystyczne», 1900, No 49; Henryk Urban, там же, 1900, No 52; Notatki о dawnych polskich skrzypcach, «КM», 1911, No 1-2, и др. |