КАРНИСЕР (Carnicer) Рамон [наст. фам. - Карнисер и Батлье (Batle)] (24 X 1789, Таррега, Каталония - 17 III 1855, Мадрид) - испанский композитор. В детстве пел в капелле собора в г. Сео-де-Уржель, где изучал контрапункт, а также игру на органе и композицию. С 1807 продолжал занятия в Барселоне. В 1808-14 (во время оккупации Испании войсками Наполеона) жил в г. Маон (о. Менорка), где работал органистом. В 1818-20 директор итал. оперы «Санта-Крус» в Барселоне, с 1827 рук. оперных театров «Крус» и «Принсипе» в Мадриде. В 1830-54 преподавал гармонию и композицию в Мадридской консерватории музыки и декламации. Среди учеников - Ф. Э. Барбьери. Как композитор известен гл. обр. итал. операми (первая - «Адела из Лузиньяно», 1819). Ранние его произв. - добавочные арии и орк. вступления (т. н. sinfonia) к итал. операм др. композиторов (в т. ч. увертюра к «Севильскому цирюльнику» Россини, написанная К. для пост. в Барселоне). Произв. К. отличаются изяществом, лёгкостью стиля, однако мало оригинальны (гл. обр. влияние Россини), традиционны в отношении мелодики и техники письма. К. вводил в итал. оперы популярные испан. песни, которые придавали его операм характер тонадилий 18 в. Соч.: оперы (9 итал.) - Адела из Лузиньяно (Adela di Lusignano, Барселона, 1819), Елена и Константин (Elena е Costantino, там же, 1821), Дон Хуан Тенорио (Don Juan Tenorio, semi-seria, 1822, там же), Христофор Колумб (Cristoforo Colombo, 1831, Мадрид), Елена и Мальвина (Elena е Malvina, 1829), Эвфемия в Мессине (Eufemio di Messina, 1832), Измалия, или Смерть и любовь (Ismalia ossia о morte ed amore, 1838, Мадрид) и др.; Заупокойная служба (Misa de difuntos, 1829), лат. торжеств. месса для 4 голосов и орк. (1828) и др. мессы, гимны (в т.ч. нац. гимн Чили Dulce Patria); для орк. - симфония, воен. марши; хоры; камерно-вок. произв.; песни, ок. 120 дуэтов; ок. 200 обр. и инструментовок; музыка для драм. театра. |