КАРТЬЕ (Cartier) Жан Батист (28 V 1765, Авиньон, Воклюз - 1841, Париж) - франц. скрипач, композитор и педагог. Род. в семье учителя танцев. Обучаться игре на скрипке начал у аббата Вальрауфа в Авиньоне. В 1783 переселился в Париж, где занимался у Дж. Б. Виотти. До 1789 придв. аккомпаниатор Марии Антуанетты. В 1791-1821 солист оркестра Королевской академии музыки и танца (ныне «Гранд-Опера»). В 1804-11 состоял в домашней капелле Наполеона Бонапарта, в 1815-30 в корол. капелле в Париже. В 1798 издал антологию скрипич. музыки 18 в. под назв. «Искусство скрипки, или Избранное собрание сонат трёх школ: итальянской, французской и немецкой» («L'art du Violon, ou Collection choisie dans les sonates des trois йcoles: italienne, francaise et allemande», доп., 1801, перепечатка с изд. 1798 «Monuments of music and music literature in facsimilie», I, 14, N. Y., 1969), к-рая сыграла большую роль в популяризации малоизвестных тогда во Франции соч. итал. скрипачей. В этом сб. впервые опубликованы соната Тартини «Трель дьявола» и фуга из сонаты для скрипки соло до мажор И. С. Баха, а также сонаты А. Корелли, П. Нардини, Г. Пуньяни и др. Во вступ. части К. изложил осн. педагогич. принципы итал. скрипич. школы по методе Ф. Джеминиани. Автор сочинений гл. обр. для скрипки - «5 сонат в стиле Лолли» ор. 7 (1797), «6 каприсов или этюдов» (1800); для 2 скрипок - «6 методических дуэтов» ор. 11 (1801), «3 больших концертных дуэтов в форме диалога» ор. 14, а также др. произв., в т. ч. 2 опер. Изданная Ф. Крейслером в «Классических рукописях» пьеса «Охота», приписывавшаяся им (1911) К., является стилизацией музыки франц. скрипача. |