КАРТЕР (Carter) Эллиот Кук (р. 11 XII 1908, Нью-Йорк) - американский композитор. Учился у У. Пистона и Э. Б. Хилла в Гарвардском университете (1926-32), совершенствовался у Н. Буланже в Париже. Чл. Амер. академии искусств и наук (с 1963). В 1940-44 преподавал в «Сент-Джон-колледже» в Аннаполисе, в 1946-48 в Пибоди-консерватории, в 1948-50 - в Колумбийском университете в Нью-Йорке, с 1950 рук. муз. ф-том университета в Тусоне (Аризона), в 1955-56 профессор композиции в «Куинс-колледже» в Нью-Йорке, в 1960-62 - в Йельском университете. В 1963 работал в Риме, в 1964 - в Зап. Берлине. С кон. 1960-х гг. профессор Джульярдской муз. школы. В произведениях середины 1940-х гг. (1-я симфония, сонаты для фп. и для виолончели и фп., балеты) ощутимы влияния неоклассицизма, музыки И. Ф. Стравинского. Намечавшиеся в них черты индивидуального стиля находят законченное выражение в произв. 1950-х гг., когда сформировался собств. муз. язык К. Разработал систему непрерывных изменений метра, темпа, а также порядка движения музыкальных структур (8 этюдов и фантазия для флейты, гобоя, кларнета и фагота; струн. квартет, соната для флейты, гобоя, виолончели и клавесина). В произв. 1960-х гг. (мн. из них получили нац. и междунар. премии) К. стремился определить степень независимости между голосами сложной муз. ткани (их свободным движением относительно друг друга или точно контролируемой взаимосвязью); называет свои соч. «аудиосценариями», в которых исполнители (инструменты) выступают в роли актёров - индивидуально или в качестве участников ансамбля. В творчестве К. выделяются 2-й струн. квартет, двойной концерт для фп., клавесина и 2 камерных орк. (1962) и концерт для оркестра (1970). Соч.: опера - Том и Лили (1934, не оконч.); балеты - Покахонтас (1939), Минотавр (1947); для орк. - симфония (1944), Праздничная увертюра (Hollyday overture, 1944), вариации (1953, Римская пр.), концерт для фп. (1965); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1951, 1-я пр. на Междунар. конкурсе квартетов в Льеже в 1953; пр. ЮНЕСКО, 1971), фантазия для квартета духовых (1950), дух. квинтет (1948), Канон для трёх, памяти Игоря Стравинского (Canon for 3: in memoriam Igor Strawinsky, 1971), соната для влч. и фп.; хоры - Книга мадригалов (Madrigal book для смеш. хора a cappella, 1937), Защита Коринфа (Defense of Corinth, по P. Рабле, для чтеца, мужск. хора и фп. в 4 руки, 1942), Гармония утра (The harmony of the morning, для женск. хора и малого орк., 1945); для фп. - соната (1946); песни. |