КАРТУЛИ (старое груз. название - лекури, русское - лезгинка) - груз. нар. танец. Распространён во всех р-нах Грузии; сформировался в Карталинии и Кахетии. Размер 6/8; 3/6; темп колеблется от allegro moderato до vivace. Ритм К. внешне очень похож на ритм тарантеллы, их различие в интонац. строе. Классич. форма - пятичастная. К. может существовать самостоятельно, а также как часть двухчастного цикла с медленной первой частью (давлури). Осн. движение К. - скольжение ног. Существует раздельно К. для мужчин и К. для женщин. Мужской танец имеет темп более быстрый, иногда с постепенным ускорением; женский - более спокойный. Существовал в двух осн. вариантах: сельском и городском. В первом - темпы и ритмы более свободны (наряду с обычным ритмом употребляются разнообразные виды синкопирования), во втором - более однородный темп (всегда быстрый, по характеру торжественно-праздничный). Демократические слои гор. населения танцуют К. свободно, приближаясь к сельскому варианту. Среди горожан К. принял форму парного танца. Мелодии К. исполняются обычно на гармониках разных систем или чонгури, сопровождаются ударными инструментами (доли, дайра) и хлопками в ладоши. Мелодия инстр. наигрыша строится на чередовании двух и более 4- или 2-тактных законченных построений, в которых преобладает нисходящее движение по секундам. Интонационно К. родственны нар. песням. Однако благодаря мелодическому фигурированию (широкое использование cambiata), повторению одного и того же звука мелодии приобретают инстр. характер. Чередование двух или неск. 2- и 4-голосных наигрышей, варьирующихся при повторении интонационно и ритмически, построено по принципу рондо, где какая-либо из попевок периодически возвращается. Классич. образцы - в операх «Даней», «Абесалом и Этери» Палиашвили. Примеры симфонизации К. - в произв. Г. Ф. Киладзе и И. И. Туския («Картули» для симфонического оркестра). |