КАРУЗО (Caruso) Энрико [24 (по др. данным, 25 или 27) II 1873, Неаполь - 2 VIII 1921, там же] - итальянский певец (тенор). В детстве пел в церк. хоре. Брал уроки пения у пианиста Скирарди и маэстро Де Лутио. С 1891 занимался в школе пения под рук. известного музыканта Г. Верджине. В 1894 на сцене неаполитанского театра «Нуово» состоялся дебют молодого певца в опере «Друг Франческо» Морелли. В 1895-97 К. выступал на оперных сценах Казерты, Неаполя, Каира, Салерно, Трапани, Марсалы, Палермо и Ливорно. В 1897 был приглашён в Милан, где с большим успехом выступил на сцене театра «Лирико» в операх «Наваррка» Массне, «Арлезианка» Чилеа (в партии Федерико, 1-я пост.) и др. В 1898 в том же театре принял участие в первом представлении оперы «Федора» Джордано (партия Лориса). С 1898 с огромным успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах мира: в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Лондоне, Лисабоне, Рио-де-Жанейро, в Петербурге (1898, 1900), Москве (1900) и др. В 1900 впервые выступил на сцене миланского театра «Ла Скала» в партии Рудольфа («Богема» под упр. А. Тосканини), а в следующем году в операх: «Маски» Масканьи, «Любовный напиток»; «Мефистофель» Бойто (вместе с Ф. И. Шаляпиным). В 1903 состоялся дебют К. в Нью-Йорке, на сцене театра «Метрополитен-опера» (в партии Герцога). В последующие годы (до 1920), оставаясь солистом этого театра, К. гастролировал в городах Сев. и Юж. Америки, совершил гастрольное турне по городам Европы (1912): пел в Венгрии, Испании, Франции, Англии, Австрии, Германии, Бельгии и др.; каждый год пел в оперных театрах Италии. В последний раз выступил на оперной сцене в дек. 1920 в партии Елеазара («Дочь кардинала» Галеви, «Метрополитен-опера»). Выдающийся артист, К. представляет собой феноменальное явление в вокальном искусстве. Его голос, обширный по диапазону и силе звука, уникальный по красоте тембра с великолепным металлич. отзвуком и безграничными модулирующими возможностями, с яркой насыщенностью верхних нот и баритональной окраской нижнего регистра, с удивительной силой дыхания, поражал трогательной проникновенностью и особой теплотой звучания. От своих учителей - Г. Верджине и В. Ломбарди (с которым он проходил оперные партии в начале своей артистич. карьеры) - К. глубоко воспринял лучшие традиции итал. классич. школы бельканто. Верное чутьё художника, огромная воля и постоянное стремление к совершенствованию своего вок. мастерства, многогранность художеств. натуры, чуткое внимание к поэтич. слову, тонкий лиризм, ярко драматич. темперамент, необычайная сила эмоционального воздействия и живой контакт с аудиторией - таковы осн. черты творческого облика К. Великому артисту были одинаково близки самые разнохарактерные теноровые партии: лирические, лирико-драматические, меццо-характерные, героико-драматические и трагедийные, особенно герои опер Дж. Верди; его любимая партия - Манрико. В репертуаре певца было св. 80 опер. Лучшие партии К.: Радамес, Герцог; Ричард («Бал-маскарад»), Неморино («Любовный напиток»), Фауст («Мефистофель» Бойто), Каварадосси, Канио; Туридду («Сельская честь» Масканьи), де Грие («Манон Леско» Пуччини), Рудольф («Богема»), Хозе; Надир («Искатели жемчуга» Бизе), Елеазар («Дочь кардинала» Галеви), Самсон; Лионель («Марта» Флотова). В камерном репертуаре певца были классич. произв. церк. музыки, итал. патриотич. гимны (в т.ч. «Гимн Гарибальди»), романсы композиторов 19 - нач. 20 вв. С особенной проникновенностью и тончайшим вкусом исполнял К. неаполитанские песни. Сам певец сочинил неск. песен: «Старые времена» (1904), «Серенада» (1906), «Сладостные муки» (совм. с Р. Бартелеми, 1906). К. - первый певец, репертуар которого был записан на грампластинки. К. играл на фп., гитаре, флейте, трубе, был одарённым карикатуристом. Соч.: Как нужно петь, «Театральная газета», М., 1914, 16-18. |